CarDesign.ru

Вход для пользователей (For registered users)

Последние комментарии пользователей

Реклама на сайте

1

Все статьи

AddThis Social Bookmark Button

История: экспериментальные автомобили-такси, часть 1

04.01.2014

Специализированные автомобили-такси регулярно попадают на «подиумы» различных автошоу в качестве концептов. Специфические требования и ограничения, предъявляемые к этому типу транспорта - благодатная почва для дизайнерских экспериментов.

При их проектировании на первый план выходят требования к удобству салона (практичность и простор, с высоким потолком и ровным полом) и посадки (приспособленность для маломобильных людей). При этом желательно, чтобы автомобиль-такси был недорог, удобен в эксплуатации и ремонте (простые и легкосъемные кузовные панели).

В серию подобные разработки попадают редко. Последний пример, автомобиль MV-1 от американской фирмы VGL, за два года производства уже успел провалиться на рынке. Сейчас его пытается реанимировать новый инвестор, которым выступает AM General (производитель HUMVEE). А вот идеологические предшественники MV-1, в лице Checker Marathon и нескольких поколений лондонских «кэбов», в свое время даже сумели стать поп-символами. И всё - благодаря удачному и харизматичному экстерьеру.

Увеличить: 1280x720    1280x720

VGL MV-1

Недавно мы писали, что на последнем автосалоне в Токио Toyota показала концептуальный автомобиль JPN Taxi , который в будущем, избавившись от ряда сложных для реализации в массовом производстве деталей, станет использоваться таксомоторными службами японской столицы.

Стоит вспомнить и другие экспериментальные автомобили-таксомоторы, интересные с точки зрения дизайна и реализованных решений.

Материал разбит на две части, сегодня публикуем первую.


ВНИИТЭ-ПТ (1964)

Увеличить: 1280x782    1644x1005

Советские специалисты умели создавать смелые вещи, опережающие время. ВНИИТЭ-ПТ («Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Перспективное Такси») 1964 года - одно из самых красноречивых доказательств тому. Разработчики отталкивались от пожеланий таксомоторных парков, требованиям которых стандартные отечественные легковушки тех лет удовлетворяли далеко не полностью. При габаритах удобных для езды в городских условиях (длина, ширина, высота ПТ составляли 4230, 1780, 1625 мм соответственно) прототип обладал потрясающим однообъемным кузовом работы легендарного Юрия Долматовского.

Увеличить:  1000x750

Помимо формы, он выделялся большой площадью остекления, визуальным разделением кузова на нижнюю и верхнюю части. Общее ощущение футуристичности экстерьера поддерживалось деталями. В частности, передние фары ПТ были сведены к центральной оси и скрывались за специальным щитком. Салон автомобиля отличался абсолютно ровным полом и был разделен на водительскую и пассажирскую зоны. Пассажиры садились через сдвижную дверь с электроприводом (!) шириной 740 мм. Напротив дивана, рассчитанного на троих, располагалось откидное сиденье - страпонтен. Пространство для ног пассажиров превосходило и Волгу, и ЗиМ, использовавшиеся тогда в таксопарках. Кузов ПТ имел каркасно-панельную конструкцию, наружные панели были сделаны из новаторского по тем временам стеклопластика. В ходовой автомобиля использовались агрегаты от Москвича-408. Поперечно расположенный 50-сильный 1,4-литровый двигатель размещался сзади.

Увеличить:  1000x750

Увеличить:  1000x750


Fiat City Taxi Prototyp (1968)

Увеличить:  700x483

Итальянский транспортный и промышленный дизайнер Пио Манцу (Pio Manzu), проживший короткую, но очень плодотворную жизнь, на излете 60-х тоже попытался заглянуть в будущее пассажироперевозок и в сотрудничестве с FIAT создал прототип городского такси. Fiat City Taxi Prototyp опирался на заднемоторную платформу малолитражки Fiat 850 Special и имел авангардный однообъемный кузов с ассиметричными боковинами (по его правому борту располагалась широкая сдвижная дверь для пассажиров).

Увеличить:  700x517

Увеличить:  700x511

Автомобиль имел ряд компоновочных особенностей. Так, багажник располагался по правую сторону от водителя и в носовой части. Доступ к «носовому» багажнику имелся не только с улицы, но и из салона. Полку над моторным отсеком тоже предполагалось использовать для груза - для этого открывалось заднее стекло.

Увеличить:  527x700

Автомобиль был оборудован таксометром, микрофоном, радиоприемником и... небольшим телевизором, встроенным в переднюю панель!

Увеличить:  700x533

Примечательно, что City Taxi Prototyp был первым автомобилем Fiat с «косой» эмблемой.


Peugeot 204 Taxi H4 Heuliez (1972)

Увеличить: 1280x853    3888x2592

К концу 60-х годов автомобили Peugeot были самыми популярными у таксомоторных компаний Франции. Пассажироперевозчики ценили их за практичный салон и неприхотливые дизельные двигатели. В начале 70-х известная инжиниринговая фирма Heuliez решила заинтересовать их специальным предложением – компактвэном (!), построенным на переднеприводном шасси Peugeot 204.

Увеличить: 1280x845    3536x2335

Представленный в 1972 году на автосалоне в Париже Peugeot 204 Taxi H4 Heuliez отличался минималистичным внешним видом, с сильным наклоном лобового стекла и плоскими поверхностями. Облик машины создал дизайнер Ив Дюбернар (Yves Dubernard). Компоновка салона практически повторяла детище ВНИИТЭ. Водитель был отгорожен от пассажиров перегородкой, справа от него располагалось складное сиденье, задний диван был рассчитан на троих. Однако H4 Taxi получился заметно компактнее ПТ, его длина составляла 3,65 м. Еще одной особенностью автомобиля была стеклянная панель в крыше, через которую пассажирам ничто не мешало рассматривать достопримечательности Парижа.

Увеличить: 1280x853    3888x2592

Увеличить: 1280x1920    2592x3888

Увеличить: 1280x957    1772x1326

Увеличить: 1280x957    1772x1326


В середине 70-х департамент транспорта администрации Нью-Йорка и Нью-Йоркский музей современного искусства выступили организаторами конкурса по созданию принципиально нового автомобиля для пассажирских перевозок. В результате свет увидели два интересных концепта - от ItalDesign и Volvo.


Alfa Romeo New York Taxi (1976)

Увеличить: 1280x850    2067x1374

Вагонообразный компактвэн Alfa Romeo New York Taxi был создан ателье ItalDesign. При габаритной длине около 4 метров, автомобиль обладал просторным пассажирским отсеком длиной около 2 метров. Разработка была построена на платформе легкого коммерческого автомобиля Alfa Romeo F12, имела полностью независимую подвеску и 1,3-литровый бензиновый двигатель. Автомобиль также имел панорамную крышу и был приспособлен для перевозки инвалидов-колясочников.

Увеличить: 1280x844    2067x1363

Увеличить:  1024x708

Увеличить: 1280x901    1280x902


Volvo Experimental Taxi Vehicle (1976)

Увеличить:  800x600

В Experimental Taxi Vehicle инженеры Volvo реализовали свое видение идеального автомобиля такси. Концепт отличался минималистичным дизайном, который, с одной стороны, соответствовал тогдашней моде и фирменному стилю Volvo, с другой - являлся следствием максимального технологического упрощения, для снижения стоимости ремонта после ДТП.

По сравнению с серийными таксомоторами тех лет, Volvo Experimental Taxi Vehicle отличался заметно меньшими наружными габаритами и более просторным салоном (идея полукапотных минивэнов витала в воздухе задолго до первых Renault Espace и Chrysler Voyager).

Увеличить: 1280x960    3648x2736

При разработке экспериментального такси инженеры шведской компании, как водится, уделили особое внимание безопасности: Experimental Taxi Vehicle имела огромное лобовое стекло, передняя и задняя части ее кузова были выполнены энергопоглощающими, пол усилен пятью поперечинами, а двери и боковины - балками. Задним седокам Volvo вместо ремней безопасности предложила мощную ограничительную балку на всю ширину дивана, вроде тех, что используются в аттракционах.

Увеличить: 1280x782    1280x782

Для снижения стоимости ремонта после мелких ДТП, неизбежных при интенсивной эксплуатации в условиях города, Volvo Experimental Taxi Vehicle оснастили развитыми пластиковыми бамперами, способными без последствий выдерживать удар до 8 км/ч, и широкими резиновыми молдингами.

Увеличить:  1024x768

Увеличить:  764x1024

Помимо водителя, салон мог с комфортом вместить 4 седоков: задний диван был рассчитан на троих, еще одно складное место располагалось справа от водителя. Сам шофер был отгорожен от пассажиров пуленепробиваемым стеклом (в Нью-Йорке ведь неспокойно). Оперировать сдвижной пассажирской дверью он мог не покидая своего места - с помощью электропривода. Также в его распоряжении были цифровое текстовое табло, сейф для наличности и даже холодильник.

Увеличить:  1024x714

Volvo была готова предложить и другие модификации экспериментального автомобиля - карету скорой помощи, фургон, 9-местный вэн, но в серию машина все равно не пошла.


Фото, схемы, скетчи


ВНИИТЭ-ПТ (1964):

Увеличить:  800x596

Увеличить:  800x601

Увеличить:  800x568

Увеличить:  800x590

Увеличить:  800x738

Увеличить:  700x606

Увеличить:  800x691

Увеличить:  700x636

Увеличить:  800x725

Увеличить:  800x673

Увеличить:  900x415

Увеличить:  800x743

Увеличить:  700x700

Увеличить:  800x739

Увеличить:  800x714

Увеличить:  900x638

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить:  800x510

Увеличить:  1275x860


Fiat City Taxi Prototyp (1968):

Увеличить:  700x554


Peugeot 204 Taxi H4 Heuliez (1972):

Увеличить:  650x383

Увеличить:  650x450

Увеличить:  650x387

Увеличить: 1280x803    1772x1113

Увеличить: 1280x877    3272x2243

Увеличить: 1280x916    1651x1182

Увеличить: 1280x957    1772x1326

Увеличить: 1280x853    3888x2592

Увеличить: 1280x957    1772x1326

Увеличить: 1280x845    3536x2335

Увеличить: 1280x1219    2720x2592

Увеличить: 1280x1234    2688x2592

Увеличить: 1280x1249    2720x2656

Увеличить: 1280x842    4496x2960

Увеличить: 1280x1993    2928x4560

Увеличить: 1280x1993    2928x4560

Увеличить: 1280x899    7016x4928

Увеличить: 1280x943    11248x8288

Увеличить: 1280x887    2896x2008


Alfa Romeo New York Taxi (1976):

Увеличить: 1280x894    1280x894

Увеличить: 1280x901    1280x901

Увеличить:  1024x668

Увеличить: 1280x896    1280x896

Увеличить:  1024x708

Увеличить:  1024x713

Увеличить:  1024x710


Volvo Experimental Taxi Vehicle (1976):

Увеличить:  537x360

Выражаем благодарность Станиславу Бабенко ( rengised ) за помощь в подготовке материала и Ирис Хюммель/Iris Hummel из аукционного дома Artcurial за предоставленные снимки Peugeot 204 Taxi H4 Heuliez.

текст: Заур Ханцев, изображения: Artcurial, piomanzu.com, ТМ , Car and Driver, блог foto_history ( из архива проф. Г.Б. Минервина), flickr.com

Тeги статьи: История, Italdesign, VNIITE, Автомобили, Volvo, Fiat, Peugeot

Также по теме:

Статьи:


Фотогалереи:

Peugeot / Design Studio projects
Vision, Shinji Nukumi
OXO, Lou Kе
RD, Carlos Arturo Torres Tovar
Ego, Emre Yazici
   

Видео:

Peugeot / 308 Master of the road
Peugeot / 308 Winds of Change
Peugeot 308 SW
Peugeot 308 CC
Peugeot 908 RC

05.01.14г. 00:56 vovrich1  

Peugeot 204 прям ламборгини :DDD

05.01.14г. 01:56 Barsmedia  

Интересная статься, спасибо. Почаще бы подобного.

05.01.14г. 15:02 Capricorn Hare (DELITED)  
Оценка: 5

Смело они поступили с альфовским "щитом".

Вообще - интересная подборка.

05.01.14г. 16:12 ИКС  

Да,спасибо! Отличная статья. И вроде бы все известно,но в таком сравнении как то по новому осмысливается :)

06.01.14г. 01:13 BOSS YEAH  

Я счастлив что это уеб*нство не появилось на улицах моего города... Я просто ликую
Нажмите, чтобы увеличить.

06.01.14г. 02:10 Yttrium  

Чё, не нравятся творения Долматовского?! Фанаты достанут тебя!)))

06.01.14г. 16:20 BOSS YEAH  

А чему тут нравиться?.. Это же просто позор. Долматовский? Да, гений. Но и у гениев бывает получается говно - вспомните недавнюю тату работы Гандини. Кстати о машине. Тогда же примерно появился Hackney carriage, и он неплох.

06.01.14г. 17:00 h.z.  

Капитан очевидность подсказывает мне, что автодизайн - это сочетаник стиля и функции. У автомобиля-такси дизайн по определению смещен в сторону функции. Посмотри на эскиз ПТ, погрузи себя в начало 60-х и заодно вспомни ограниченность советской промышленности. Мне кажется, что сам факт изготовления опытного образца, причем такого новаторского по своей сути, уже вызывает уважение

06.01.14г. 17:35 Yttrium  

Не знаю!) Я вообще с прохладцой к большинству его концептов отношусь. Конкретно в этом, помимо лютого уродства, сильно напрягают: расположение двигателя, водителя, отношение длин свесов к колесной базе и, наконец, конструкция дверей.

06.01.14г. 17:59 BOSS YEAH  

+1. Управлять им было наверно сложновато
h.z., это не К.О. подсказывает, а Лев Николаич Кадилляк

06.01.14г. 18:34 cyclofillydea (DELITED)  

Не высасывайте "минусы" из пальца. Свес передний не больше, чем у РАФа, что позже колесил по всем просторам страны советов и ближнего зарубежья. Здесь передний свес кажется огромнейшим в соотношении к габариту всего автомобиля.
На счёт "неудобно" - конечно не удобно, особенно если знать, что почти у всех автомобилях тех лет передний свес был минимальным. Но то была мода. Еслитак можно сказать, Долматовский как раз моду на вынесенные переда начал. Особенно это пригодилось переднеприводникам в воплощении идеи салон между колёс.
Дверь сдвижная - ПЕРВАЯ сдвижная дверь на атомобиле в СССР!!!
Вы, авторы критики, хоть раз в жизни что-то первое создавали?? Нет. И это из коментария однозначно... Да ясен перец, недочёты были. Но не более, чем на концептах у других производителей. К нынешним механизмам сдвижных дверей мировые монстры тоже не с первого раза пришли! Не забывайте, что интернета, сотовой связи и айфонов, всё подсказывающих, в то время не было. Головой-то тоже иногда надо думать.
Большие колёса, круглые фары, прикрытые решёткой - это всё не от идиотизма дизайнеров, а от возможностей производства на тот момент. В проекте должны были быть прямоугольные фары, но выпускать их промышленность СССР не могла. Вот и выход - вырезы, формирующие прямоугольники, а под клавишу спрятаны кругляши стандартных фар (их, кстати, до сих пор производят!!!)

Yttrium, всё познаётся в сравнении. Достаточно поставить перед собой задачу:
1 - габарит авто не более любых серийных автомобилей,
2 - полностью низкопольный свободный салон от тоннелей кардана и колёсных арок,
3 - не менее трёх мест для пассажиров,
4 - водительское место отдельно от салона,
5 - переднего привода в природе НЕТ!
6 - проект вагонной компоновки.

Ну и попробуйте кто-нибудь создать что-нибудь иное...

06.01.14г. 19:36 Yttrium  

Мне лично наплевать с высокой колокольни, что там у них за ТЗ было. Если результат - чудовищный урод с ужасающей управляемостью (соответственно, с фиговой активной безопастностью) и дверьми от шкафа купе...

06.01.14г. 17:58 cyclofillydea (DELITED)  

Дизайнер, а 100% дизайнерскую работу - функция+внешний вид - уе*анстом называешь. Ну если не нравится, то скажи интеллигентно: некрасивый, нескладный автомобиль...

06.01.14г. 18:15 cyclofillydea (DELITED)  

Hackney carriage.
Ну ты сравнил. Это обычный для тех времён автомобиль с увеличенным уровнем потолка. В остальном - обычный кузов. Он и не урод и не красавец. Так же можно было в пример Checker (http://www.gruplimousines.com/en/our-vehicles/sheet-Checker%20-New%20York%5C%27s%20Taxi--47.html) привести, мол тоже куда красивее. Благодаря особенностям Лондона, в итоге кэб стал символом и пережил всех, включая более поздние осовремененные версии.

06.01.14г. 18:36 BOSS YEAH  

"Некрасивый и нескладный" не показывают степень ущербности экстерьера. Что касается обычных кузовов - так кто сказал, что такси, автобусы и вагоны метро должны вызывать ВАУ-эффект? Вот именно, что эти вещи должны обладать нейтральной внешностью, чтобы нравиться всем, пусть понемногу, но всем. А это долматовское такси у одних вызывает отвращение, у других восхищение. Так нельзя.

06.01.14г. 18:45 cyclofillydea (DELITED)  

Порше 911 либо вызывает восхищение у одних, либо вызывает отвращение у других! Это ли не показатель гениальности - не оставить равнодушным.
Здесь вау-эффект - это изначальная задача!!! Никто никогда не создавал под нужды такси собственную модель, отвечающую только функции такси, а не для широкого потребления!
Задача была создать автомобиль такси с НОВЫМ полностью НОВЫМ взглядом на саму суть такси, как автомобиля! Не обычный серийный кузов с доработкой, а полностью собственная модель такси, и только такси. К слову сказать, именно эта узкая специализация и убила все аналогичные проекты, не взирая на их "изначальную правильность к функции". Выжил кэб, но и то в силу лондонской специфики. Везде такси - это серийные кузова с небольшими изменениями в салоне. Прекрасно перепродаются после в частные руки :)

06.01.14г. 19:58 BOSS YEAH  

911-й - не общественный транспорт. Сравнение, пардон, некорректно.
ЗЫ захотелось порисовать такой вот таксомотор, но мы живем не в 65 году. Сравнить не выйдет

06.01.14г. 20:38 ИКС  

Очень даже выйдет. Хотелось бы увидеть :)
В конце концов изменилось немногое. Вклеенные стекла,больше выбор в узлах и агрегатах, вплоть до гибридного привода,большой выбор в колесах,новые материалы (например поликорбонат)...
Но главное остается компоновка,отделенное место водителя,удобство входа-выхода и конечно же габариты машины.

ЗЫ: стоит обратить внимание на черное матовое покрытие,обобщающее стекла и крышу,визуально образующие колпак и легкость машине,спрятанные за кромкой капота дворники(сами механизмы не позволяли спрятать их полностью,однако замысел понятен),черные интегрированные (по виду) бампера,геометрический дизайн в целом,никакого "барокко"... Всеэто вскоре станет привычным на обычных машинах. Так что стоит относится к этой машине как к "полигону". Что до моего субъективного восприятия,то фанатом данного авто меня назвать сложно,хотя на эскизах он выглядит привлекательнее :)

06.01.14г. 23:55 BOSS YEAH  

Возьму себе темой диплома в след. году ахаххахахаха)))))

07.01.14г. 00:17 ИКС  

Будет достаточно рискованный,смелый шаг. Учитывая что помимо известных концептов и серийных,существуют и студенческие варианты. Придется постараться чтобы не повториться и создать что то реальное,практичное и красивое.

06.01.14г. 02:50 rengised  

Точно так же ликуют другие боссы, живущие за границей, что в их городах не появились остальные из представленных концептов.

06.01.14г. 05:42 Capricorn Hare (DELITED)  

Чисто для справки: в 1964 город дожидался, пока ты возникнешь и возликуешь, примерно вот в таком виде:
.
Нажмите, чтобы увеличить.

06.01.14г. 14:07 ИКС  

Конечно машина необычна,но уе...ом я бы не стал называть,учитывая что это эксперемент и сложное тз. Нуна учитывать и год,общие представления об автомобиле,техологии и то что это был СССР.
Нуна так же смотреть на интересные решения и учиться,пытаться понять ход мыслей. Даже неправильных (возможно хз),но смелых.

ЗЫ: но,а сточки зрения пассажиров думаю такая машинка гораздо удобнее,чем серийные авто. Но то,что ни одна из представленных недобралась до серийного пр-ва о чем то да говорит...

06.01.14г. 17:52 cyclofillydea (DELITED)  

Шикарная такси для своего да и для нашего времени! Она одна максимально использует пространство салона для пассажиров, имея минимальный габарит. Внешность спорная, но в этом её красота. Ни на что не похожа ни одной деталью! Нью-йоркская такси, кстати, по идеологии ВНИИТЭ сделана. После того, как меру Нью-йорка отказали в покупке образца. Идея его очень зацепила, после чего и создан был более чистый "аналог", созданный в боле продвинутых технических возможностях.
Решение посадить водителя перед передними колёсами продиктовано было возможностью технологий тех лет, а не эстетикой. Эстетика, его величество ДИЗАЙН, как раз строился вокруг схемы, а не наоборот. Сегодня всё то же, но с поправкой на передний привод, вполне реально могло быть создано и имело бы немного иную пластику. Сравните тот же "стильный" Пежо, где дизайн впереди функции - при бОльших габаритах, тот авто имеет меньший салон для пассажиров. При этом Пежо наглядный пример, как выглядела бы идея ВНИИТЭ при использовании переднего привода. Поэтому не трудно представить, как смог бы выглядеть проект такси ВНИИТЭ!

Назвать его надо было Дельфин, да в города на работу...

06.01.14г. 13:00 An10  

Спасибо, это было интересно. Пежо и альфа прекрасны!

06.01.14г. 15:03 Tlibekov Kasim  
Оценка: 5

Шикарная статья, пежко кайф...

10.01.14г. 09:10 al_dzhaz  

Ещё раз подтверждает-Нельзя давать на пробу сырые пирожки. Откусят, плюнут и выкинут...

29.04.15г. 23:45 h.z.  

ДРУЗЬЯ! Если кому интересно, полный вариант статьи опубликован здесь: http://www.kole...

Написать комментарий





Последние новости


Последние обновления портфолио

03.12.2019 David_Dron

morgan

Комментариев: 2
Рейтинг: 10
02.12.2019 Доманов Михаил Вячеславович

ZIL 201 Urban

29.11.2019 David_Dron

tesla

Комментариев: 3
Рейтинг: 0
27.11.2019 VASEFIL

Peugeot против

Комментариев: 1
Рейтинг: 5
27.11.2019 VASEFIL

Renault

Фотогалереи

Реклама на сайте


Стильный и динамичный хонда аккорд в Москве - ФК Моторс.
Качественные и надёжные автомобили шкода от официального дилера в Москве.
Skoda skoda octavia в Вентус
Официальный дилер предлагает Вам купить ленд ровер фрилендер 2 в Москве.