CarDesign.ru

Вход для пользователей (For registered users)

Последние комментарии пользователей

Реклама на сайте

1

Все статьи

AddThis Social Bookmark Button

Интервью: Святослав Саакян

14.02.2015

Увеличить: 1280x960    4288x3216

Святослав Саакян входит в число самых известных российских транспортных и промышленных дизайнеров. Его работы объединяет характерный стиль, который можно описать как «радикальный минимализм». Мы взяли у Святослава интервью, из которого вы узнаете о его профессиональном пути и о том, над чем он работает сейчас.

Святослав, прежде всего, вы не могли бы рассказать немного о себе - когда родились, кем были ваши родители, как вы решили стать сначала автомобильным, а потом промышленным дизайнером?

Родился 3 апреля 1976 года. Моя мама работала учительницей рисования, а папа - ювелиром. То есть у меня такие творческие родители.

Родился не один, а вдвоем - у меня есть брат-близнец. Его зовут Олег, он тоже окончил кафедру дизайна МАМИ. Правда, он связал свою судьбу с архитектурой - он дизайнер интерьеров и архитектор. А я всегда любил рисовать. С детства рисовал машинки, как это обычно бывает у детей. Без фанатизма, но постоянно этим интересовался. Нам папа покупал большое количество всяких технических книг, технические справочники я с детства смотрел, он нас приобщил к старинным автомобилям.

Мой старший брат Андрей тоже в МАМИ учился, сейчас он автомобильный фотограф. Можно сказать, отец такую базу интересов заложил. Старший брат конкретно заложил интерес к созданию новых автомобилей, потому что он этим занимался в школьное время. Просто придумывал разные нестандартные машины, не только автомобили, поезда у него были. И мы с Олегом смотрели на это как на какое-то волшебство. Я, конечно, так не мог, но смотрел в оба. Все это мне очень нравилось.

И потом как я стал учиться в МАМИ, тоже такая интересная история была, она была связана с тем, что я не поступил в 10-11 классы в своей школе, отнесся к экзаменам халтурно и провалил их. И выяснилось, что в нашем районе есть школа при МАМИ, в которой идет набор в группу автомобильных дизайнеров. И в итоге вместе с Олегом мы поступили в этот лицей, правда, я поступил не на дизайн автомобилей, потому что было всего 3 человека желающих. В общем, год я отучился в классе менеджеров, год в классе программистов. Но я уже тогда понимал, что я пойду в МАМИ на дизайн автомобилей. Вот Лев Николаевич Гуменьщиков организовал кафедру и сотрудничал с этим лицеем в Люблино, вообще этот лицей мне очень много дал, научил меня работать. Из детской школьной жизни я попал в реальную жизнь, приближенную к студенческой.

В МАМИ у нас был всего лишь второй набор. Из первого набора из известных личностей, например, Илья Мелехов. Из второго набора известные ребята - Павел Сорокин, Максим Чащин, Алексей Шаршаков и еще некоторые. Эти люди работают в индустрии по сей день, занимаются транспортным и промышленным дизайном. Но вот и кафедра дизайна заложила в меня все то, что необходимо для освоения этой профессии, спасибо им огромное. Учась на пятом курсе я уже начал здесь преподавать, долго работал на кафедре, потом сделал достаточно продолжительный перерыв, вот сейчас меня опять позвали преподавать. Кроме этого, я занимаюсь методической работой.

Расскажите о своем профессиональном пути. Сначала вы начали преподавать, потом пошли работать на ЗИЛ, насколько мне известно.

Что касается непосредственно дизайнерской работы, то первые работы были связаны с тем, что в МАМИ есть СКБ и фирма Cardi под руководством Сергея Алышева. И вот мы, интересующиеся ребята, пошли туда работать то ли на втором, то ли на третьем курсе. И как раз у Алышева были сделаны наши первые проекты, первые работы. Они были реализованы в железе. Мы делали внешний вид корпуса специфической инвалидной коляски, ну много всего делали. Как раз первая реальная практика была связана с СКБ МАМИ и фирмой Cardi.

На пятом курсе я одновременно стал преподавать и пошел работать на ЗИЛ, нас пять человек было, пошедших на ЗИЛ. Я проработал там три года, кто-то меньше, кто-то больше. Соответственно диплом у меня был уже по зиловской тематике, нам повезло с руководителем отдела художественного конструирования (ОХК ЗИЛа), был такой Александр Николаевич Митрофанов. Живет и здравствует до сих пор. Он был главным дизайнером ЗИЛа, до нашего прихода он там лет десять-пятнадцать точно был шеф-дизайнером.

Очень много навыков реальной работы мы получили в СКБ МАМИ и на ЗИЛе. Первые навыки макетирования мы получили в СКБ МАМИ, когда лепили свои же собственные проекты. На ЗИЛе мы получили опыт другого рода: Митрофанов такой человек, который не может провести ни одной линии, не понимая зачем. Ну а мы были дизайнерами, которые любят рисовать красивые картинки. Пришли и тут с таким подходом столкнулись. У нас полностью перевернулось сознание. Я начал задумываться не просто о формообразовании, а конкретно обосновывать что, почему и как. Вот три года такой работы под руководством Митрофанова дали какой-то системный аналитический подход к проектированию транспорта, да и в принципе к дизайн-проектированию.

Потом я с ЗИЛа ушел и работал в смежной области, это касалось архитектуры, но параллельно сотрудничал с разными фирмами по тюнингу автомобильных интерьеров. Где-то я делал просто тюнинг (другие цвета), но в основном делал интерьеры для специализированных микроавтобусов, полностью перерабатывали интерьер, это было интересно.

Сложно было переключиться с экстерьеров на интерьеры?

Да, до этого я рисовал интерьеры два раза в жизни. Один раз на курсе втором просто скетч решил сделать, потом на третьем курсе был проект по интерьеру Москвича-2141.

Вообще все складывалось одно к другому, как будто какая-то сила сверху вела. Я вел подготовительные курсы в МАМИ, первое занятие прошло, подошел ко мне парень Александр Чучин и спрашивает: "А у вас нет студента или человека, который может интерьеры рисовать?" Там первая задача была - интерьер для Ferrari. Я сказал: "Хорошо, подумаю, может найдется". И забыл. На следующее занятие прихожу, встречаюсь с ним взглядом и понимаю, что я не нашел человека. Он после занятия ко мне подходит и спрашивает: "Ну как есть человек?" Я сказал: "Это я!" Приехал к ним, познакомился, попробовал. Сделал интерьер для Ferrari. Потом пошли более интересные проекты, мне понравилось. Мне удалось много интерьеров наколбасить.

Потом после работы архитектором я ушел в свободное плавание и занимался какими-то частными заказами и по автомобильному дизайну и по промышленному дизайну начал брать работы, потому что меня это тоже интересовало. Вообще почему я начал архитектурой тоже интересоваться - интересовал дизайн интерьеров и архитектура в принципе. Но ушел оттуда, потому что понял, что для профессионального роста в этой области нужно специальное образование. Но автомобильный дизайн я не хотел бросать, поэтому понял, что архитектура - это не мое. Хотя мой брат Олег на этой стадии понял, что именно это его и пошел учиться в МАРХИ, получил образование и собственно занимается этим. А я сконцентрировался на транспортном и промышленном дизайне, промдизайн меня тоже всегда интересовал. Тоже пришел туда очень смешно. Позвонил бывший главный конструктор ЗИЛа, а это такой человек, у которого ни один контакт не пропадал, он все знает обо всех, у него куча информации. Когда он переезжал с одного места на другое, он перевозил с собой несколько Бычков литературы, такой архивариус. И вот говорит, что к нему обратилась фирма, им нужно сделать дизайн кашпо. Я говорю: какая ерунда, кашпо какое-то, не буду этим заниматься. Но они все звонили-звонили. Мы с Олегом подумали: ну ладно, если так настойчиво, надо съездить. Съездили к ним, удивились, насколько там серьезное производство, про кашпо там в принципе речь не шла, там были гораздо более серьезные проекты. И вот таким образом мы начали заниматься сначала пластиковыми изделиями, потом много разного сделали. Хотя промдизайна мы еще до этого коснулись - делали с Олегом фумигатор от комаров.

Увеличить: 1280x587    1600x734

Увеличить: 1280x904    1654x1169

Образцы промдизайнерских работ авторства Святослава Саакяна

Ну и после этого через какое-то время я организовал студию. Студию организовал, когда стал понимать, что работы гораздо больше, чем я сам могу сделать. И мне надо ее начинать распределять, я начал нанимать людей которые могут ту или иную часть этой работы сделать. Потом подумал, а почему собственно студию не организовать, ведь все для этого есть? Юридические вопросы все решил и в 2006 году открыл студию. Основной несменный партнер, сотрудник - это Андрей Чирков, который тоже является выпускником нашей кафедры, который сейчас так же преподает на кафедре. В общем, с Андреем мы долго работали и сделали много всего интересного.

И вот была ситуация в нашей студии, когда большая часть проектов была по промышленному дизайну, а не по автомобильному. Я тогда задумался, что мы все-таки транспортные дизайнеры и нужно снова переключаться на это направление. Сейчас по транспортному дизайну существенно больше работы в нашей студии, чем по другим направлениям. Студия работает по сей день, у нее уже нет офиса, потому что у меня огромное количество работы здесь в МАМИ, я уже почти год здесь работаю. У меня это занимает львиную долю рабочего времени, но в студии есть проекты, которые мы делаем. Это автомобили в первую очередь.

А почему вы переключились на образовательную деятельность?

Мне очень понравилось предложение, которое сделал университет. Я встречался с ректором, они мне предложили очень интересную работу, это та работа, которую я мог бы продвигать и я взялся за нее.

Есть ли у вас какой-то проект, которым вы гордитесь особенно?

Естественно да. Это проект броневика для ФСБ. Он начинался как проект для ЗИЛа, потом изготовителем стала Форт-технология. Этим проектом можно гордиться.

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить: 1280x853    3888x2592

Он вообще будет выпускаться?

Он выпускается в единичных экземплярах, я не могу сильно разглашать, но он выпускается.

А ваш нашумевший проект представительского автомобиля 2010-2011 гг. принес какие-то результаты? Были ли предложения по постройке или просто новые заказы под впечатлением от него?

Непосредственных заказов не было. Были разные предложения по кооперации, по использованию нашего дизайна другими фирмами и людьми, чтобы его реализовать. Таких предложений было три, одно - не очень серьезное, другие посерьезнее, но тем не менее, по тем или иным причинам где-то не договорились, где-то условия, которые предлагались, не устраивали меня. Причем речь не о финансовых условиях, а о правообладании. В двух из этих предложений я сомневался в качестве и небезосновательно.

Увеличить: 1280x579    1600x724

Дизайн-проект представительских автомобилей ЗИЛ нового поколения работы Саакяна, 2010 год

А сам завод ЗИЛ, который в то время еще существовал, проявил какую-то заинтересованность?

Во время моей работы на ЗИЛе в начале 2000-х я как раз занимался новым лимузином и еще в 2000-2001 году стало понятно, что никакого лимузина у ЗИЛа не будет. Тогда дело дошло только до полноразмерного пластилинового макета, сделать ходовой макет завод уже был не в состоянии. Не хватало сил, ресурсов, финансов. Большая часть конструкторов к тому моменту уже ушла, причем уходили они целыми группами - бронировщики ушли в новообразованную специализированную фирму. В классическом смысле - с разработкой, постройкой опытной партии, испытаниями и освоением производства - ЗИЛ не потянул бы новый лимузин. В каком-то другом виде ЗИЛ, вероятно, мог бы что-то подобное провернуть, если бы большую часть работы делегировал бы другим фирмам или являлся бы просто брендом.

Увеличить:  800x384

Полноразмерный макет лимузина ЗИЛ нового поколения, сделанный по эскизам Святослава Саакяна, начало 2000-х

Как вы думаете, такое количество транспортных дизайнеров, которое сейчас выпускают российские вузы, вообще нужно стране?

Вопрос насущный. Прежде чем придти в МАМИ преподавать, я провел аналитику: какое количество выпускников нашей кафедры, именно МАМИ, востребованы в отрасли? Отрасль - не только автомобильный дизайн, но и транспортный дизайн и промышленный дизайн. Это те направления, в которых знаний выпускника достаточно, чтобы заниматься этой деятельностью, все сопутствующие направления - дизайн интерьеров, графический дизайн и другие направления, куда уходят наши выпускники все-таки требуют специального образования (по крайней мере оно желательно). Если в первых выпусках было очень немного ребят, которые реально ушли работать в отрасль и до сих пор работают промышленными, транспортными дизайнерами, то сейчас таких выпускников примерно половина. При том, что возросло количество выпускников, возросла и востребованность их отраслью, как ни странно.

Но они востребованы, наверное, за рубежом?

Нет. Я тоже так думал, ведь совсем немало наших выпускников работают за рубежом. На самом деле число дизайнеров из МАМИ, уезжающих за рубеж ежегодно от одного до трех, цифра не меняется, не скачет резко вверх или вниз, она стабильна, она не связана ни с уровнем преподавания, ни с какой-то ситуацией недостатка работы здесь. Просто это люди, которые изначально четко замотивированы уехать за бугор. Они, получая образование здесь, понимают, что уедут сразу или получат некое дополнительное образование (магистра) и уже после этого получат стажировки, предложения по работе и т.д. Количество таких людей стабильно и не зависит от внутренней ситуации.

Что касается тех, кто работает здесь - конечно, АЗЛК и ЗИЛ закрылись, но слава Богу на ВАЗе открыли московскую дизайн-студию, на КАМАЗе тоже есть какой-то, хотя и очень маленький резерв, куда можно пойти дизайнером. На КАМАЗе очень интересная и сложная ситуация в принципе с местом дизайнера во всем процессе, но дизайнеры там есть. И наши студенты ездили туда на практику. Кроме классических заводов, есть масса других разных фирм, которые занимаются либо специальным транспортом, либо мелкосерийным производством, либо железнодорожной техникой. В основном, эти места сконцентрированы в Москве, но есть очаги такой работы в Нижнем Новгороде и Тольятти, это все, что вокруг бывших крупных автозаводов. В Тольятти это все буйным цветом растет и развивается, в Нижнем Новгороде это даже еще круче. Есть в стране большое количество автобусных заводов, они редко берут в штат дизайнеров, но регулярно привлекают их на какие-то разовые проекты. Хотя есть небольшая фирма-производитель вездеходов Авторос, в которой штатно работает строгановец Петр Перешивайлов. Очень талантливый человек. Разные формы сотрудничества бывают: кто-то берет в штат, кто-то привлекает на условиях фриланса. Кто-то в принципе обращается в конструкторскую фирму, которая уже сама привлекает дизайнера, если это требуется. Разных схем огромное количество. Поэтому востребованность определенная есть.

У меня искреннее желание, чтобы на кафедре дизайна училось не 30 первокурсников, а хотя бы 10-15. Но МАМИ все-таки государственный вуз и зависит от количества поступающих. Мы здесь в жестких тисках находимся - если берем меньше, значит и финансирования меньше, если финансирования меньше, значит меньше преподавателей.

А почему у вас такое желание?

Качество. По собственному преподавательскому опыту я понял, что один преподаватель может качественно работать с группой, состоящей из шести-семи человек максимум. А 30 человек нужно поделить на несколько преподавателей. Мы сейчас привлекали на первый курс группу преподавателей предмета "Дизайн-мышление". Это первый опыт был с "Дизайн-мышлением" у автомобилистов, за два месяца преподавания через эту группу прошло пятнадцать преподавателей. Пятнадцать преподавателей пришли, что-то рассказали, поучили 30 человек. Это отличный показатель, отличный результат. Не всегда так получается. Основные предметы ведут наши преподаватели с кафедры, на большую группу их два человека, как правило.

Я понимаю, что с каждым курсом количество студентов уменьшается, но это все равно порядка двадцати студентов на средних курсах.

Вообще отличается, на ваш взгляд, нынешняя система дизайн-образования в МАМИ от того, что было хотя бы во время вашего студенчества? Качественно отличается?

Значительно отличается. Мы были экспериментальным курсом, я благодарен судьбе, что у меня были такие преподаватели, которые подходили к нам и спрашивали: "Ребята, мы думаем в следующем семестре такой предмет вам дать, как вы считаете это нужно вам или нет?" Это очень крутая ситуация, когда такой диалог происходит. Может быть, отчасти из-за этого я почувствовал силы для преподавания.

Все развивается и очень много новых вещей появилось. Много разных факторов повлияло. Помогли и инициативные выпускники - Тимур Бурбаев съездил на стажировку на Citroen и привез много полезной информации, которая была внедрена в учебный процесс. И те выпускники, которые поработали в отрасли и преподают в МАМИ привнесли что-то свое из реального опыта. Значительно сократилось по сравнению с нашими годами количество технических дисциплин. Если мы изучали практически в полном объеме все, что изучают конструктора, плюс творческие дисциплины, то сейчас у нас уже приближен процесс обучения к строгановскому стандарту, где технических дисциплин в принципе практически нет. У нас они еще остались, потому что это основная фишка выпускников МАМИ. Выпускник МАМИ отличается от любого другого выпускника именно технической грамотностью и эту фишку ни в коем случае нельзя терять, мы все-таки в техническом вузе находимся.

Последние годы есть тенденция - ехать обучаться творческим специальностям за границу. Есть ли в этом смысл, на ваш взгляд?

Естественно. Я так же анализировал уровень образования в основных западных школах, я общался с бывшими студентами МАМИ и Строгановки, которые отучились на Западе в той или иной школе. У меня выстроился определенный рейтинг школ, МАМИ, надо сказать, находится далеко не на последнем месте, хотя и не на первом, а хотелось бы. Первое место на мой взгляд сейчас занимают немецкий Pforzheim и британский Royal College of Arts. Я бы МАМИ позиционировал очень недалеко от них.

Что касается других школ. Я общался с выпускником SPD - я бы туда не пошел. Почему? Всегда надо смотреть на уровень выпускных работ. Какая бы реклама ни была, как бы ни расписывали методики, надо смотреть на уровень выпускных работ. Но в SPD есть отличная вещь, которой нет практически ни у кого - это то, что каждый семестр или каждый год (точно не помню) у них спонсируется тем или иным автозаводом. И в качестве итога, финала этот концерн строит за свои деньги прототип, который выставляется на одном из автосалонов. Это очень круто.

То есть в каждой дизайнерской школе есть определенная фишка. Вот у SPD она такая, у Pforzheim она другая, у МАМИ третья. Но я так сказал "я бы туда не пошел". Каждый, конечно, выбирает сам, может быть, мне уже там было бы неинтересно, но я давно работающий дизайнер и преподаю, хотя в том же Pforzheim мне было бы интересно даже посмотреть как у них все организовано. По SPD мне уже более-менее все понятно. Поэтому каждый выбирает для себя. И очень многие, заканчивая МАМИ, едут учиться туда, получать дизайнерское образование там нужно либо для того, чтобы повысить свой уровень, либо для того, чтобы найти какие-то выходы на индустрию. Как правило, и то, и другое является целью. Трудоустроиться гораздо проще, если ты студент или выпускник западной школы, нежели нашей.

Вернемся к автомобильному дизайну. Есть ли какая-то автомобильная марка сейчас, стиль которой вам нравится больше всего?

Я отслеживаю, но не так пристально, как учась в институте. Учась в институте, я от корки до корки прочитывал каждый Авторевю и другую литературу. Если раньше можно было разделить - вот итальянский дизайн, мне например нравится Ferrari, вот немецкий дизайн, мне нравится Audi, Porsche. Сейчас настолько все перемешалось, что нельзя разделить японский, итальянский, немецкий дизайн. Хотя отчасти идентичность сохранена, но, во-первых, рынки стали глобальны (Audi должна нравится покупателям во всем мире, а не только в Германии), во-вторых, сами дизайн-центры стали мультикультурными. Я не знаю ни одного дизайн-центра, где работают представители только одного народа. На Ситроене пытались глупость внедрить, что французский автомобиль должен быть разработан французами. Сейчас этого не может быть. Понятно, что организуя дизайн-центр АВТОВАЗа в Москве Стив Маттин сознательно комплектовал его в основном русскими, потому что они понимают здешнюю специфику, кроме того, русские уже хорошо себя зарекомендовали во всем мире. Это не дилетанты, которые не могут ничего сделать, это профессионалы, которые делают свое дело наравне с другими ребятами-профессионалами.

А что касается фирмы, наверное мне больше всего нравится, что происходит сейчас у Skoda, потому что я очень люблю такой минималистичный, четкий и скромный дизайн. Я не могу сказать, что мне больше всего в мире нравятся Шкоды, это не так. Шкода в целом как направление меня радует, хотя нынешняя Octavia заслуживает внимания и прошлая мне очень нравится, но это не те автомобили, которые я причислил бы к шедеврам. Вот например, Skoda Roomster на мой взгляд это шедевр, но она очень сильно отличается от всех Шкод в принципе. У некоторых фирм, в основном у тех, у которых широкая линейка, у Тойоты, есть такие выпадающие из общего ряда автомобиля, даже у Mercedes с Audi такие модели есть. У Шкоды это Румстер, он мне чрезвычайно нравится.

Из современного мне больше всего нравится Volvo S60 первого поколения работы Питера Хорбери. Жаль, что он больше не выпускается. Это шедевр, о котором я могу говорить часами. Еще я люблю Hyundai Getz, который я тоже считаю шедевром. Это не зависит ни от стоимости автомобиля, ни от его класса. Не влияет крутизна тачки на ее восприятие. Например, Porsche Panamera мне совсем не нравится, хотя это крутая тачка. А Hyundai Getz я считаю гораздо выше дизайнерски, чем Panamera.

Увеличить: 1280x853    2400x1600

Volvo S60 работы Питера Хорбери

А если из прошлого? 70-е, 80-е?

70-е - это мои любимые годы, это немного отразилось на моем творчестве. Конечно, на первом месте работы Марчелло Гандини и Джорджето Джуджаро. Но если Джуджаро - это стабильный очень высокий результат, то Гандини - это всплески какой-то гениальности.

Я вот съездил в Берлин, с Сеней Костроминым пообщался, он меня свозил в гараж в Берлине, туда заходишь и разные-разные исторические тачки стоят. И Countach я в первый раз увидел. Посмотрел - ну Каунтач и Каунтач, но на фотках-то я прусь от него. Среди серийных это наверное самый шедевральный автомобиль. Cреди концептов я считаю лучшим Lancia Stratos Zero, а среди грузовиков - Renault Magnum. Оба автомобиля работы опять же Гандини, оставил он в моем сердце рубец.

Вживую Countach сначала не показался мне каким-то суперобалденным, но я полчаса походил вокруг него и прочувствовал это.

Понятно, что дизайн интернационализировался, стал мультикультурным, но можно ли сказать, что существует или существовал русский язык дизайна и если да, то в чем он выражается, какие образцы вы можете привести?

Да, есть. Русский язык дизайна отличается своей функциональностью, что ли. Но функциональность в шведском, немецком и русском дизайне по-разному выражается. В русском дизайне функциональность иногда затмевала все - и эстетику в том числе. Но иногда она наоборот, формировала эстетику. Есть отличнейшие образцы - например, транспорт на подводных крыльях. Это очень передовой подход к решению транспортных задач в принципе и это отличный пример русского дизайна. Создание нового класса транспорта с нуля с передовой эстетикой.

Увеличить:  1000x750

Судно Метеор

Что касается автомобильного дизайна, то это Лада Нива в первую очередь. Вот Нива как раз характеризует то, что русский дизайн в первую очередь функционален и во вторую очередь эстетичен. Мне очень нравится как выглядит Нива. Мне недавно в руки попала книга по истории АВТОВАЗа и там одна из глав посвящена истории создании Нивы. Это очень похоже на дизайн-стори любой модели Мерседес. Макеты и промежуточные эскизы совершенно ужасные, но потом получается нормально. Я не могу сказать, что в прототипах Нивы все было ужасно, но последний прототип был значительно лучше предшествующих и слава Богу, что он появился. В нем утряслись пропорции и дизайнерские решения, машина стала настолько сбалансированной и гармоничной, что визуально она не сильно-то и стареет. Конечно, это может быть еще связано и с тем, что она пережила свое время и мы к ней просто привыкли, мы же не можем посмотреть на нее свежим взглядом, но тем не менее, Лада Нива - это отличнейший пример и красивой, и сбаланированной машины, которая в первую очередь функциональна. Как раз русский подход к дизайну.

Увеличить: 1280x960    1280x960

Классическая Лада Нива

Как вы считаете, нужна ли дизайнерам господдержка или наоборот они нуждаются в "неприкасании"?

Не могу ответить на этот вопрос, потому что не знаю. В каких-то странах есть эта господдержка - в Англии и Голландии, по-моему, там с дизайном все замечательно. То есть идет на пользу. В каком виде господдержку рассматривать. Это не должны быть искусственные меры, чтобы дизайнеры не умерли с голода, ни в коем случае. Это не дотационная отрасль, которую нужно проплачивать, чтобы она теплилась, это искусственно было бы. Лучшая поддержка дизайнеров - это поддержка производств. Дизайнер будет работать, когда работают производства. Если они развиваются - это повод поработать. Что касается господдержки - в чем она может заключаться на этом фоне? По-моему, в Англии 20-30 лет назад была такая штука, что государство делало особый упор на то, чтобы любой продукт являлся продуктом, проходящим через руки дизайнеров. Тем самым у них сейчас мало плохих, неэстетичных или неудобных продуктов. Поэтому на счет господдержки мне сложно сказать, будет больше производств.

Есть у вас какие-то личные хобби?

Работа и есть главное увлечение для меня.

Спасибо, вопросов больше нет.

Опытный ЗИЛ Клоп (2011):

Увеличить: 1280x720    1920x1080

Увеличить: 1280x960    2592x1944

Увеличить: 1280x960    2592x1944

Увеличить: 1280x960    2592x1944

Увеличить: 1280x960    2592x1944

Увеличить: 1280x960    2592x1944

Увеличить: 1280x960    2048x1536

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить: 1280x853    3888x2592

Увеличить: 1280x710    1920x1066

Увеличить: 1280x857    1613x1080

Увеличить: 1280x727    1824x1036

Увеличить: 1280x720    1920x1080

Увеличить: 1280x720    1920x1080

Увеличить: 1280x720    1920x1080

Увеличить: 1280x720    1920x1080

Увеличить: 1280x720    1920x1080

Увеличить: 1280x610    1920x916

Увеличить: 1280x499    3543x1383

Увеличить:  800x335

Увеличить:  800x373

Увеличить:  800x422

Увеличить: 1280x999    2500x1953

Увеличить: 1280x999    2500x1953

Увеличить: 1280x999    2500x1953

Увеличить: 1280x960    2500x1875

Увеличить: 1280x800    1600x1000

Увеличить: 1280x718    1600x898

Увеличить: 1280x778    1338x814

Увеличить: 1280x826    1808x1167

Увеличить: 1280x734    1600x918

Увеличить: 1280x821    1680x1078

Увеличить: 1280x960    2592x1944

Увеличить: 1280x960    2592x1944

Увеличить: 1280x960    2592x1944

Увеличить: 1280x960    2592x1944

Увеличить: 1280x960    2592x1944

Увеличить: 1280x960    2592x1944

Увеличить: 1280x853    3888x2592

Увеличить: 1280x853    3888x2592

Увеличить: 1280x853    3888x2592

Увеличить: 1280x853    3888x2592

Увеличить: 1280x853    3888x2592

Увеличить: 1280x853    3888x2592

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x1923    1288x1936

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

Увеличить: 1280x851    1936x1288

ЗИЛ Клоп-2 (2012):

Увеличить:  1200x640

Увеличить:  1200x774

Представительские автомобили ЗИЛ нового поколения, дизайн-проект (2010):

Увеличить: 1280x588    1600x736

Увеличить: 1280x475    1600x595

Работа для конкурса КАМАЗ 2022 (2009):

Увеличить: 1280x960    1800x1351

Увеличить: 1280x960    1800x1351

Увеличить: 1280x960    1800x1351

Трамвай:

Увеличить: 1280x621    2837x1378

Электропоезд:

Увеличить: 1280x585    2401x1099

Увеличить: 1280x720    2400x1350

Увеличить: 1280x960    2400x1800

Увеличить: 1280x586    2400x1099

Интерьер поезда:

Увеличить: 1280x659    3000x1546

Увеличить: 1280x661    3000x1550

Увеличить: 1280x661    3000x1550

Увеличить: 1280x853    3600x2400

Интерьер поезда (плацкартный вагон):

Увеличить: 1280x802    4460x2795

Увеличить: 1280x819    1597x1022

Увеличить: 1280x819    1597x1022

Увеличить: 1280x819    1597x1022

Увеличить: 1280x819    1597x1022

Интерьер вагона СВ:

Увеличить: 1280x819    1597x1022

Промдизайн:

Увеличить: 1280x856    2400x1606

Увеличить: 1280x1828    1400x2000

Увеличить: 1280x1828    1400x2000

Увеличить: 1280x587    1600x734

Увеличить: 1280x587    1600x734

Увеличить: 1280x587    1600x734

Увеличить: 1280x587    1600x734

Увеличить: 1280x587    1600x734

Увеличить: 1280x587    1600x734

Увеличить: 1280x587    1600x734

Увеличить: 1280x587    1600x734

Увеличить: 1280x587    1600x734

Увеличить: 1280x587    1600x734

Увеличить: 1280x587    1600x734

Увеличить: 1280x587    1600x734

Увеличить: 1280x587    1600x734

Увеличить:  1083x834

Увеличить: 1280x1280    2000x2000

Увеличить:  1200x397

Увеличить: 1280x904    1654x1169

Интерьер яхты:

Увеличить: 1280x579    3532x1600

Увеличить: 1280x1094    2230x1906

Увеличить: 1280x1151    2119x1906

Увеличить: 1280x860    2230x1500

Увеличить: 1280x860    2230x1500

Беседовал Заур Ханцев, изображения: Святослав Саакян и Заур Ханцев (заглавное фото)

Тeги статьи: Интервью, Slava Saakyan, slava'saakyan, Russia, Святослав Саакян

Также по теме:

Статьи:


Фотогалереи:

Eco TAXI / slava'saakyan
Bombardier / slava'saakyan
Интервью / Святослав Саакян
slava'saakyan / ZIL design project 2010
slava'saakyan retro helicopter
   

Видео:

Интервью с Патриком Фаульветтером
Николай Фоменко показал, как собирают спорткар Marussia
Marussia 6 cars
«ё» - официальное имя «Городского автомобиля» Прохорова

14.02.15г. 03:11 Фатыр Чурек  

Наверное, не по теме, но когда я похожу вокруг своего ВАЗ-2110 полчаса, он мне тоже кажется обалденным.

14.02.15г. 12:43 Niker  

А я от своей восьмерки дико прусь.

14.02.15г. 13:05 h.z.  

От восьмерки тяжело не переться - это же русская Лянча Дельта

14.02.15г. 13:26 wepp  

дельту то не опускайте%) восьмерка, конечно, хороша в рамках нашего автопрома, но сравнений с западными аналогами она не выдерживает, а с дельтой тем более

14.02.15г. 13:44 h.z.  

это потому что на стандартных Самарах колеса и зазоры все портили
Нажмите, чтобы увеличить.

14.02.15г. 14:34 Хаенок Антон  

Чудесный комментарий :)
"Я нарисовал хорошо, а вот в производстве воплотили плохо"
:D

14.02.15г. 14:13 давай досвидания  

Это что-ли вот этих сравнений она не выдерживает?
Нажмите, чтобы увеличить.

14.02.15г. 16:04 Ventro (DELITED)  

ты же прекрасно понимаешь, каких именно сравнений она не выдерживает - HF Integrale, S4, ECV и трифлюксы, туева хуча выигранных раллийных чемпионатов и пр... именно поэтому дельта это "культовый аппарат для знатоков", a восьмерка - "много автомобиля за свои деньги" (по снисходительно-презрительному определению Autocar), хотя базовая исходная дельта фактически та же самая "зубила"

15.02.15г. 05:18 wepp  

именно)

15.02.15г. 12:14 давай досвидания  

Ну да, с Феррари и Порше она сравнений тоже не выдерживает, чоуж там.

15.02.15г. 12:57 Lost_samuray  

Вот не факт, не факт. Эх, Жоры на вас нет))))от кто устриц ел в изобилии. И в итоге владея поршем реставрирует эволюшн первый.

15.02.15г. 16:52 Ventro (DELITED)  

...вообще-то я думал что при упоминании S4 ты достанешь "козырь" Лада EVA http://www.kart... (не то что бы это сильно помогло, конечно, но разговор был бы более предметным ;-)

15.02.15г. 18:27 wepp  

моноприводную еву которую не довели и готовили к 87-му году сравнивать с уже готовой S4 у которой вылечили все болячки к сезону 86-го? дельта уже ездила, а ева так и осталась прототипом - не вижу тут даже поводов для сравнений.

15.02.15г. 18:58 Ventro (DELITED)  

...эээ... насколько я понимаю, тут разговор не о том, порвала бы EVA S4 в сезоне 1987 (хотя понятно что ничерта еве не светило) - а о том, была ли возможность для ВАЗа использовать те же самые механизмы рекламы через автоспорт чтобы сделать восьмерку драйверской легендой (при том что технически S4 к обычной дельте практически никакого отношения не имела). И EVA собственно показывает, что такая возможность действительно была

15.02.15г. 19:21 wepp  

так же им пришлось бы выпустить омологационную партию, что тоже позволило бы это сделать, но увы

15.02.15г. 19:43 Lost_samuray  

Для с4 суммарная партия была 200шт за 5 лет(условия омологации): погоды в производственных планах она не делала. А вот интегралов наклепали превеликое множество. В соответствии с омологацией группы а.

15.02.15г. 19:30 Lost_samuray  

Эм....легендой дельту сделали интегралы, а не эс4......

15.02.15г. 19:55 Ventro (DELITED)  

...Именно поэтому в моем втором посте здесь http://www.card... приведена такая последовательность (цитирую) - "HF Integrale (!), S4, ECV и трифлюксы..." типа, меньше пиши и больше читай

15.02.15г. 20:01 Lost_samuray  

Однако меж тем вы оба дружно скатились в обсуждение эс4 и эвы. Не я-вы. Не забывай, о чем пишешь))))

16.02.15г. 01:51 wepp  

я так полагаю потому что аналогов интеграле у 2108 не было, а ева в общем то прямой аналог S4. как можно сравнивать существующую интеграле и несуществующее нечто на базе 2108?

16.02.15г. 02:28 Ventro (DELITED)  

...строго говоря, что-то такое вроде как даже и было http://2108.inf... - но в серию-продажу точно не пошло. Другими словами, повторить путь Integrale (или Lancer Evolution, или WRX) - когда ты можешь купить фактически реплику успешной боевой машины - такой возможности у восьмерки однозначно не было. Связку S4/EVA уже обсудили выше. Соответственно, можно спокойно констатировать что культовому статусу дельты ничего не угрожает ;-)

16.02.15г. 21:10 BOSS YEAH  

EVA (Эва, а не Ева) создавалась для несуществующей группы S, насколько я помню, которая с ограничением в 300 л.с. должна была быть безопаснее группы Б (мне кажется любая гонка была бы безопаснее группы Б).
Так что аналог Lada EVA это Lancia ECV. У Delta S4 вряд ли есть аналоги, особенно у автоваза. А хотя есть один-револьвер, приставленный к вашему виску.
Нажмите, чтобы увеличить.

16.02.15г. 23:45 Ventro (DELITED)  

Ну, под какую именно группу строилась EVA вообще сложно понять (с задним приводом ей даже в те годы уже ничего в ралли не светило) - в сети про нее только подозрительные круговые перепосты одного и того же текста - ничего минимально достоверного не нашел. ECV (по крайней мере красный ECV1) всегда считался вершиной именно группы В (как-никак 600-сильный triflux) - журналистская версия о группе S (перекочевавшая в википедию) это именно что версия. На наиболее авторитетном сайте http://www.ecv1... про группу S ни слова, зато прямым текстом написано "FIA decided to abolish the Group B category for which the ECV was designed" - соответственно прямая эволюция S4. Кстати, ECV2 имел те же 600 л.с. и в группу S тоже никак не попадал. Аналоги S4 разумеется были - тупо вся остальная группа B. Чушь про револьвер по понятным причинам комментировать не буду.

17.02.15г. 00:17 BOSS YEAH  

600 сил трифлюкс выдавал на высоком давлении наддува, штатной мощностью были как раз те 300 л.с. Они делали его полностью из композита, чтобы компенсировать потерю мощности низким весом. Так что скорее всего, он строился по регламенту группы Б, но с расчетом того, что с минимумом переделок можно было бросить его в гр. S. Ещё был ECV-2, белый, но то совсем тёмная история. Я так понял это было какое-то шасси для каких-то испытаний...
Про револьвер шютгэ какбэ, лiл. Эвфемизм на тему того, что Ы4 была самой кровожадной машиной.

14.02.15г. 14:18 Niker  

Та была бы у меня сирокко я бы тогда вообще на седьмом небе был от счастья =)
А по делу, спасибо за интервью.

14.02.15г. 14:59 texnikBo  

Дизайн у восьмерки это собирательный образ машин того времени, причем нарисована была машина гораздо раньше, чем была поставлена на конвейер. Как всегда у нас "пока прицеливались война уже кончилась". Бюрократия - это клей, смазывающий колёса прогресса(с).

14.02.15г. 15:06 h.z.  

мы какбэ в курсе, на сайте есть интервью с дизайнером восьмерки: http://www.card...

14.02.15г. 16:28 Yttrium  

В плане дизайна Дельта даже рядом с Зубилом не валялась!..

15.02.15г. 00:26 Lost_samuray  

https://www.goo...

лянчи не валяются, они мчат))))

15.02.15г. 01:11 BOSS YEAH  

Сравнили х*й с пальцем, шутники однако

15.02.15г. 12:58 Lost_samuray  

Вы хотите оспорить легендарность грала в пользу легендарности зубилы?))))))

15.02.15г. 15:43 BOSS YEAH  

Я хочу оспорить любые сравнения дельты с чем- либо, особенно с нашими совковёдрами

15.02.15г. 19:41 Lost_samuray  

Тоесть то, что лянчи мчат вы поддерживаете?))))

15.02.15г. 20:33 BOSS YEAH  

Они не мчат, они неистово вваливают)

16.02.15г. 00:00 ev3ryth1ng  

Люто плюсую!
И если уж сравнивать, то сток со стоком!

14.02.15г. 23:26 Lost_samuray  

У славы форд фокус. Белый. Второй/третий. Не так давно.

14.02.15г. 04:02 Ventro (DELITED)  

Ну, про то что МАМИ "очень недалеко от Пфорцхайма" - это конечно неискренне (типа, профессиональная гордость преподавателя) - как раз по его методике "сравнения по выпускным работам" пропасть чудовищная... А так удивительно нейтральное интервью - никаких откровений, обтекаемо-осторожные банальности "Нива, Метеоры..." Клоп конечно жуткий артхаус - даже живьем производит впечатление картонного макета/реквизита для кино (и нет, это не комплимент)... Субъективно его самая удачная работа - это ЗИЛ лимузин (причем именно закрытый, а не короткобазый кабриолет) - остальное творчество (из представленного) откровенно невзрачно... Имхо

14.02.15г. 06:45 Den-Z  

"Что касается других школ. Я общался с выпускником SPD - я бы туда не пошел. Почему? Всегда надо смотреть на уровень выпускных работ. Какая бы реклама ни была, как бы ни расписывали методики, надо смотреть на уровень выпускных работ. Но в SPD есть отличная вещь, которой нет практически ни у кого - это то, что каждый семестр или каждый год (точно не помню) у них спонсируется тем или иным автозаводом. И в качестве итога, финала этот концерн строит за свои деньги прототип, который выставляется на одном из автосалонов. Это очень круто."

Видимо, Святослав путает SPD с IED.
В SPD стандартно один спонсор - VW. И никогда там полноразмерными макетами и их выставкой на автошоу не занимались.

14.02.15г. 17:54 Barsmedia  

Ага я тоже так же подумал) но зато в SPD спонсорство стабильное, а не как в пфорце.

14.02.15г. 12:39 Vasiliy Markin  

лайк

14.02.15г. 13:38 Stanislav  

Спасибо за интервью и огромное количество фоток! Электричка - это вообще чума!!!

14.02.15г. 14:36 mr.miha  

Был у него на лекции, классный чувак!
Но порой мне кажется некоторые его работы слишком лаконичны...

14.02.15г. 14:40 soslan  
Оценка: 5

Лимузин,поезд и вертолет.

14.02.15г. 17:54 Erickson  
Оценка: 5

санта, ты ли это?

14.02.15г. 18:53 Avakov Ilya  
Оценка: 5

Интересное интервью, видно что человек работает.
проект Клоп мне нравится, даже в плане имиджа хороший проект -представляю как пиндосы завидуют.

14.02.15г. 20:32 cyclofillydea (DELITED)  
Оценка: 5

А где ответы на вопросы, которые просили нас тут задавать?

Профессионально, без откровений, без раскрытия души и вполне по-западному.

Всегда хочется уловить эмоции, то, что у человека в душе, откуда он черпает вдохновение.. какого она цвета, оттенков и граней.. А по факту выходит что-то сухое, почти полностью понятное ещё до прочтения текста.
Авторитеты и образцы дизайна - одни и те же для дизайнеров его возраста. Это на поверхности. А нюансов.. хочется глубины, честности, что-ли, хочется Святослава-Человека, а не Саакяна-преподавателя! Мне лично этого в интервью не хватило. Ну да ладно..

С такими людьми общаться надо за столом, с кофейком..

Спасибо. Всё равно очень интересно! С нетерпением жду дальнейших интервью.

14.02.15г. 22:57 Мелехов ильЯ  
Оценка: 5

Согласен, многие мои интересные вопросы забыты... конечно, это уже не реклама Пирожкова, вопросы серьёзные, но как-то выхолощенно-обтекаемо всё получилось. Ещё чувствуется редакторская правка - попытка разговорные обороты сделать литературными.

p.s. Работал у Славы конструктором весь 2011-ый год. И вспоминаю то время с большой теплотой. Лаконизм его решений мне очень нравится. Хотя выложенные тут "Клоп-2" и "Камаз" мне не нравятся своей НЕусточивостью (визуальным увеличением вверх)... Обычно "в процессе внедрения" дизайн сам-собой "обрастает деталями" - поэтому, чем он чище в начале пути, тем лучше. Не согласен с комментарием ниже про наворот/"дизайн". Сложнее всего сделать минималистичную, но удобную вещь. Хотя заказчики на "шоббохато" очень часто встречаются. Потому и недолюбливаю свой же период фриланса... К Славе уже, что хорошо, в студию такой любитель кудрявого не придёт. И поделом!)))))

А с автомобильными, как и другими пр-вами у нас беда. Работать... Мало... Есть... Где...

И надо бы указать его настоящую должность в МАМИ (которая предоставила ему столько полномочий участия в учебном процессе). Что ему разрешено менять в учебном плане? Где он планирует брать ресурсы на это новое? - не понятно. Самое важное для поступающих осталось за кадром.

14.02.15г. 23:30 Lost_samuray  

Рейдовый камаз славы отлично перекликается с его же комбайнами. Плюс с абсолютно слепыми боковыми стеклышками, нарисованными позднее в "холодильнике". К машинам это отношение имеет разве что тем, что колесики тоже круглые.

15.02.15г. 13:56 BOSS YEAH  

В мами теперь поменялся план-вместо одного-двух проектов за семестр делают пять и больше небольших, это началось как раз с его приходом. Появилось что-то вроде промежуточных аттестации и все проекты студенты теперь представляют и защищают. Так что сдвиги есть
З.ы. Вышесказанное относится к 1-4 курсам, мы доучиваемся по старой схеме))

16.02.15г. 07:40 Мелехов ильЯ  

Как "деды" - как вы оцениваете качество "маленьких" проектов? Растёт? Изменилось? "Вмешательство Славы" заработало?

16.02.15г. 13:30 BOSS YEAH  

Пока что рано судить о качестве, он же недавно пришел в мами. По идее, количество должно перейти в качество, то что я видел выглядело очень средненько. Но я идею поддерживаю, мы мусолим одну тему, к примеру А-класс или маршрутку, целый год, сначала полгода экстерьер, потом полгода интерьер. Не все успевают сдать вовремя, и это мусолится потом еще полгода. За такое время успеваешь 10 раз все возненавидеть и бросить.В итоге через год смотришь на этот проект и понимаешь, что время потрачено впустую. Ибо говно.
В мами недавно приезжал Костромин, и я от него услышал то, что хотел бы услышать года три назад. Он сказал что-то вроде "делайте один проект для учебы, как попало, лишь бы сдать, все равно преподы весь ваш креатив порежут, так вот для учебы делайте херню, лишь бы сдать, не тратьте всё время на эти курсовые, а уже для себя делайте нормально, составляйте портфолио и устраивайтесь куда-нибудь с ним".
Я после этого разговора реально увидел, что за 5 лет обучения в институте, у меня есть только пять убогих курсовых, на которые убито дохренища времени, но которые даже стыдно показывать. И проблема, мне кажется, не в том, что я криворукий не умею рисовать (хотя хз, может и так), а в подходе к обучению...
Так что Саакянский уход от этой системы с одним проектом на семестр я категорически поддерживаю.

16.02.15г. 14:56 st_artem  

С курсовыми история не такая однозначная. С одной стороны да, они успевают надоесть за полгода, а с другой — в реальности потом над одним проектом и подольше работать придётся. И было бы здорово воспитать студентов так, чтобы проект не надоедал все два (три?) года, пока идёт проектирование автомобиля.

Быстрые проекты — это хорошо, но проработанные проекты тоже должны быть мне кажется. Чтобы не было скучно нужно разбивать проект на этапы: месяц — исследования, эскизы; месяц-полтора — экстерьер с черновой компоновкой и быстрой тридешкой; месяц на светотехнику и мелкую пластику, остальное время — подготовка презентации. То же самое с интерьером.

16.02.15г. 15:29 BOSS YEAH  

На презентацию и оформление проектов надо больше времени. Разбиение на этапы поможет, но не от всего.
К слову о работе в реальности -ещё успеется над одним проектом год работать, пока ты в вузе-делай быстрее и больше, потом такой возможности не будет.

16.02.15г. 16:18 st_artem  

Если каждый из этапов выполнен полностью, то подготовка к презентации займёт два дня максимум)

„Ещё успеется“ — странный аргумент, ведь университет должен готовить человека к работе, так что было бы правильно хотя бы один проект сделать так, как его делают в дизайн-студии. Логично, что это должен быть диплом. Вспоминая свой диплом — это было ужасно, потому что я занимался поиском больше половины времени, потому что мало рисовал, потому что не осознал задачу, потому что сделал херовое исследование. Вот так по цепочке и получился несбалансированный проект. Поэтому очень важно ставить жёсткие сроки и больше всего дрючить именно на ранних этапах — исследование и эскизированние — по сути это именно тот самый „маленький проект“. Но за оставшуюся большую часть времени его нужно наполнить смыслом — и это на самом деле самая интересная часть работы.

16.02.15г. 16:55 BOSS YEAH  

Я помню твой диплом. Мне кажется, херня получилась не потому что провел херовое исследование. У тебя там была 150-страничная книга о том, каким должен быть твой авто, и это лучшее исследование из возможных. Не осознать каким он должен быть, имея такой анализ, невозможно. У тебя изначально была скучная тема, аморфная.
Насчет наполнения смыслом - я считаю что смысл появляется первым, он не высасывается из пальца в процессе, а главенствует надо всем в начале, в середине и конце проекта. Смысл это идея, она появляется первой, и проект делается следуя этой самой идее. Если не удалось воплотить эту идею, показать её другим в первоначальном виде - время на проект потрачено зря, а сам проект - говно.

16.02.15г. 17:18 st_artem  

Занимался поиском больше половины времени — это и есть та самая книжка)
Да, тема была скучная, просто автомобиль. Никаких двигателей на основе жужжания африканских цикад и атомного реактора. Странно, но он удовлетворял всем требованиям из той самой книжки)

Не хочу снова погружаться в обсуждение своего диплома, надеюсь у вашей группы получится что-то интереснее, чем „могучий V8“, прикрытый стайлингом и наши дипломы. Или уж тогда упарывайтесь по поверхностям, ищите что-то новое там)

Под наполнением смыслом я имел в виду не высасывание из пальца идеи, а превращение идеи в реальный проект (компоновка, удовлетворение требованиям, мелкая проработка деталей и так далее)

16.02.15г. 18:01 Ventro (DELITED)  

Ничем ты там не занимался (ага, я тоже помню твой диплом) http://www.card... Когда мы обсуждали проект бимоты, всплыла примерно такая фраза "отсутствие мотивации у дипломника всегда видно - и ничем это не замаскировать" - вот в чем собственно корень проблемы... а насчет инноваций Саакяна в учебном процессе - поживем-увидим (результата ждать вроде недолго)

16.02.15г. 18:10 st_artem  

Спасибо за отзыв, я очень ценю ваше мнение! Уверен, вы компетентный человек, который не один год работает автомобильным дизайнером!

16.02.15г. 18:38 BOSS YEAH  

Где Тёма - там срач)
А я говорил - нахер надо книжку на 150 страниц - лучше б порисовал...
Могучий V8 под стеклом не пойдет на диплом. Увы и ах, он мне надоел за полгода.
А так да, получится поинтереснее электрической семечки ;)

16.02.15г. 20:27 st_artem  

Рисунки в сферическом вакууме неинтересны никому кроме бывших одноклассниц и форумчан) Так что надо успеть и то и другое, но тогда нежелательно совмещать диплом с пятидневной рабочей неделей)

16.02.15г. 20:37 BOSS YEAH  

Ой, как я тебя понимаю. Сам пятидневку работаю =(

17.02.15г. 03:40 st_artem  

По профессии?

17.02.15г. 04:17 BOSS YEAH  

Конечно. Газеты около метро раздаю, объявления расклеиваю.
не то что ты.

17.02.15г. 09:41 Lost_samuray  

Да, инженером выгоднее учится))) у вас газеты у метро у нас "свободная касса":хоть в тепле))))))

17.02.15г. 12:32 st_artem  

Можно ещё запчасти продавать)

17.02.15г. 19:16 Lost_samuray  

Э,то квалификасция нужна, э,то для мгимо),))

17.02.15г. 04:51 BOSS YEAH  

Конечно. Газеты около метро раздаю, объявления расклеиваю.
не то что ты.

14.02.15г. 23:19 Мелехов ильЯ  

Кстати самый хороший кусок текста (и мне интересный) - про иностранные школы. Хотя всё актуальное и современное не спрошено или удалено, получилось несовременно. И 10, и 20 лет назад можно было бы то же самое сказать...

15.02.15г. 00:26 h.z.  

Спасибо за критику, согласен, что довольно сухое интервью получилось, постараюсь сделать так, чтобы следующие интервью были интереснее

18.02.15г. 23:50 Мелехов ильЯ  

Григорий на часть моих вопросов, в том числе про должность Славы и обучение, в АвтоРевю №3 ответил... и молчит, злодей!...

Название: Авторевю №3 (февраль 2015)
Страниц: 55
Формат: PDF
Качество: хорошее
Размер файла: 103 Мб

Скачать журнал Авторевю №3 (февраль 2015):
turbobit.net: http://turbobit...
depositfiles.com: http://dfiles.r...

19.02.15г. 00:39 akrasnov  

залей на облако Мейла или Яндекс.Диск, а то эти дурацкие сайты режут скорость и вообще )

19.02.15г. 00:46 Мелехов ильЯ  

Так это не я заливал - только скопировал ссылки - сам только скачал по первой... я - законопослушный))) щас залью

14.02.15г. 22:16 x-ploid  
Оценка: -5

Как дизайнер "широко известный в узких кругах" может Саакян и пользуется авторитетом. Но для человека со стороны его работы... на уровне 1го курса профильного ВУЗа. Хочется спросить - а где дизайн то? Что ни объект - то квадраты, плоские ровные поверхности, никаких интересных деталей. Ощущение, что "дизайн" делался из расчета сварить потом все из плоских листов. Если бы я увидел его работы без привязки к имени - я бы его ни за что не нанял дизайнером ни на какую работу. И на этом сайте любой мало мальски хорошо рисующий человек даст фору этому горе дизайнеру в 100 очков. Не зачет, в общем.
Вот дизайн, на мой взгляд:
Нажмите, чтобы увеличить.

14.02.15г. 22:29 Фатыр Чурек  

Кто-то выбирает Apple, кто-то LG со стразами. Всякий дизайн нужен.

14.02.15г. 23:03 Мелехов ильЯ  

Нужен не всякий, но продаётся, точнее покупается всякий. А вообще время и рынок всё расставляют по своим заслуженным местам.

15.02.15г. 00:21 Lost_samuray  

Вниманию неведомого человека с ластиком. Черненькие-это "братья" серенькой. И то, что они пылятся в дальнем боксе во первых не сотержит грубостей, а во вторых наглядно иллюстрирует фразу предыдущего оратора.

14.02.15г. 22:44 akrasnov  

Такой херни, как на картинке, даже в самых низкобюджетных комп. играх сейчас не встретишь

14.02.15г. 22:57 Yttrium  

Херню написал.
"Простота - это высшая форма сложности" Леонардо да Винчи

15.02.15г. 05:21 x-ploid  

Где же продуманность в дизайне хотя бы дверей? При открывании они работают, как подножки- это круто. А при закрывании вся грязь, снег и дерьмо с подножек попадет аккурат на плечи водителю и пассажиру переднему? Мне кажется это не высшая форма сложности, а элементарный непрофессионализм. Дизайн ради дизайна. Я считаю, что дизайн - это функциональность, облаченная в удобную и гармоничную форму. В Клопе этого нет.
Да что там автомобиль, посмотрите дизайн мусорного ведра - оно с дырками! Что в такое ведро можно выкинуть? Разве оно не должно быть для любого мусора, а не только для неудачных рисунков Саакяна? :)

15.02.15г. 13:02 Yttrium  

Эти корзины - для БЕЛЬЯ! Давай, увеличивай накал разоблачений!

15.02.15г. 13:07 Lost_samuray  

Все от размера дырок зависит. И от пользования мусорным пакетом. Согласитесь, заполнять мусорку чем то с консистенцией жидкого говна-не самая удачная затея(хотя, справедливости ради, андрюха с славой на фотосете пытались изобразить и этот способ наполнения). И вообще, есть мусорная КОРЗИНА, а есть мусорное ВЕДРО.

з.ы. единственный пример славиного дизайна, используемого мной в быту-корзина для белья. Стоила она чего то рублей 200 и о том, что это продукт высокого дизайнерского стиля я не подозревал. Мне тупо нужна была корзина. И подешевле. Крышка пала жертвой беснующихся котов, но это скорее не к дизайну претензия, а к материалу.

15.02.15г. 04:50 naca_duct  

Буду краток: Ы-ы-ы-ы.

15.02.15г. 14:01 BOSS YEAH  

Это не дизайн, а говно. У работ Саакяна чистые поверхности и выверенные пропорции. А то, что ты скинул-шлак

15.02.15г. 14:08 Lost_samuray  

Ну во первых мои коменты с подобными словами трут безбожно.
во вторых дизайн славы и этой картинки эквивалентны с точки зрения практической бессмысленности.
в третьих мне всегда казалось, что дизайн для броневика-дело десятое. Однакож если надавить на некие струны души командования, то бойцам придется в приказном порядке отпиливать себе ноги и складывать в карман. Что в свою очередь вызовет тихий саботаж и запихивание дизайнброневиков в темный грязный угол, подальше от глаз начальственных.

15.02.15г. 15:41 BOSS YEAH  

В военной сфере дизайн имеет место быть-вспомним нацистскую форму или тигр танк-обалденно ведь выглядело...

15.02.15г. 16:00 Фатыр Чурек  

Танк? Ну тогда можно еще повосхищяться лаконичной формой патрона 7.62 или осколочной гранаты. Слово дизайн все-таки какой-то тролль придумал.

15.02.15г. 17:20 BOSS YEAH  

Да, только формуу делал Хуго Босс. Так себе форма была, холодная и не очень практичная, зато красивая. А тигр танк - фюрер выбрал из всех вариантов наиболее страшный и огромный. Так что сравнения с пулями вряд ли уместно

15.02.15г. 19:34 Lost_samuray  

Ну продолжая аналогии мы вспоминаем фашистов зимой 41го, закутанных а рванье, отобранное у бабушек на окупированных территориях и аккуратные круглые дырочки, которые делал в красивом тигре не красивый т34. Умение ездить по ушам руководству и практическое боевое применение очень часто противоречат друг другу.

15.02.15г. 20:35 BOSS YEAH  

Я так и сказал, что форма была холодная. А т34 очень даже красивый танк, вот только в тиграх дырочки не так уж и легко делались, даже 85мм бабахой

16.02.15г. 00:20 Lost_samuray  

И логично заключаем что? Превосходство функционала(ватник не красив, но тепел) над дизайном в вренных вопросах))))
То, что 34 симпатичен побочный эффект поликарповского(хотя адепты коммунизма приписывают эту фразу туполеву-хрен вам, поликарпов): не красивые самолеты летают плохо.

16.02.15г. 04:00 BOSS YEAH  

Я так и сказал, что форма была холодная. А т34 очень даже красивый танк, вот только в тиграх дырочки не так уж и легко делались, даже 85мм бабахой

17.02.15г. 17:28 cyclofillydea (DELITED)  

Красота одного и другого
Нажмите, чтобы увеличить.

17.02.15г. 19:13 Mister-x  

Тогда надо рядом поставить королевского тигра, вот там уже красота в квадрате) Как же сука я горд что Фердинанд порше делал свое инженерное говно для фюрера, а не для Сталина)

17.02.15г. 19:16 BOSS YEAH  

Тигр-2 похож на растолстевшую Пантеру, уж никак не красивый танк.
А Порше к тигру отношения не имеет никакого.

17.02.15г. 19:47 Mister-x  

Порше как раз разрабатывал тигра, но из-за технической сложности и ненадежности он не ушел дальше нескольких учебных прототипов, а серийный вариант приняли от Адлера. К слову сказать, фердинанды и элефанты имели ходовую как раз от тигра порше, 50 корпусов было сделано заранее ибо порше был любимчиком фюрера и верил что его проект победит. Также порше приложил руку к тигру 2, а именно к опциональной башне танка

17.02.15г. 20:18 BOSS YEAH  

К тем тиграм, которые пошли на фронт, Порше не прикладывал руку. Единственное - башня от поршевского тигра пошла в измененном виде в серию на хеншелевском шасси.

17.02.15г. 19:35 cyclofillydea (DELITED)  

Ферри Порше создал это чудо. Нифига красивого
Нажмите, чтобы увеличить.

17.02.15г. 19:44 cyclofillydea (DELITED)  

Ну и ещё :) Тонкий стёб над Гитлером - чудовище, которое даже по ЖД перевозить в разобранном состоянии :))
Нажмите, чтобы увеличить.

17.02.15г. 20:23 BOSS YEAH  

Так то чудо было огромным, страшным, ненадёжным, шумным, медленным, гибридным (с) и незащищенным от пИхоты)) Зато ходовая была попроще в ремонте - книпкамповские "шашечки" было ремонтировать сущим адом так - то.
Читал историю, наверняка байка, о чудовищной массовой драке в одном баре-ресторане Германии, где лётчики люфтваффе, чтобы подшутить над танкистами отправили к их столику официанта с подносом, полным блюдец, сложенных в шахматном порядке. Вот такие дела...

17.02.15г. 17:18 cyclofillydea (DELITED)  

Красоте нацисткой военной формы скажи спасибо не дизайну, а эзотерике, в которой дядюшка Адди преуспел, ибо самые основополагающие вещи "дизайна" формы - от цвета до той самой лакомой символики - это дань мистике.
Чтобы понять мои слова - выкрась нацы-форму в иные цвета и она потеряет всю свою "дизайнерскую" привлекательность.
Так же не забывай, что Адди всё же был художником - без его участия не проходило формирование ни одного образа нацисткой Германии. Поэтому кто и что на своё усмотрение сделал - то пиар, а не истина. Утверждал, правил и диктовал условия лично Адди. Ему и хвалы возноси.. :)

17.02.15г. 18:26 BOSS YEAH  

Не спорю, форма выглядела круто за счет чёрного цвета. На фотке мне больше нравится "Тигр", прости господи не в обиду ветеранам. У него круче пропорции и мощные плоские поверхности. А телескопический ствол вообще огонь.
Да, фюр(х)ер дофига посвятил стилю наци, именно потому что рисовать умел. Кстати награды нацистские и нашивки вместе с знаменами и гербами, которые бросали на брусчатку в 45-м с точки зрения стиля смотрелись просто убойно.
Я тут не пропагандирую нацизм, просто пытаюсь оценить всё это исключительно с точки зрения стиля.
Нажмите, чтобы увеличить.

17.02.15г. 19:19 cyclofillydea (DELITED)  

А какая пиар-акция у Адди была на раскрутку бренда - до сих пор весь мир вспоминает!

17.02.15г. 19:35 BOSS YEAH  

НЕТ политоте на кардизе.))
У адди были норм пиар-менеджеры.

15.02.15г. 17:29 a_mel  

Хотел бы уточнить, что приведенный образец - это гейм-дизайн (к реальности тут очень мало дойдет)

14.02.15г. 23:22 Lost_samuray  

слава решил, что со смертью зила можно вываливать фоты серого Клопа. При этом ругался на журналиста, сделавшего это ранее.
и самое забавное, что о практичности дизайна рассуждает человек, нарисовавший наверно самый неудобный автомобиль в мире.

14.02.15г. 23:30 h.z.  

по поводу того, что выложены фото Клопа. Сейчас ЗИЛ окончательно мертв, проект Клопа давно закрыт. В таких условиях никакого криминала в выкладывании этих фото быть не может, это уже история

14.02.15г. 23:38 Мелехов ильЯ  

Да нет в них ничего секретного, за всем секретным я слежу))))

14.02.15г. 23:38 Lost_samuray  

Ну как сказать, как сказать. Дизайнеры, приложившие к серенькой и черненькой руку конечно в один голос вопят, что это два абсолютно разных дизайна, но....машина то одна и она еще не рассекречена. Так что думается мне-слава поторопился.

15.02.15г. 00:22 h.z.  

Илья и Андрей, очень большая просьба - выяснять отношения в личке

15.02.15г. 00:42 Lost_samuray  

Кстати, на предмет "оживить интервью"))))) Чота вспомнилось забавное с показа юрмихалычу. Собсно непосредственно с макетом славиным связанное. Опуская то, что это цельнофрезерованная алюминивая болванка(да еще и чпу-стоимость макета как две мои тогдашние зарплаты) отмечу, что хоть слава и заказал отфрезеровать колесики-отфрезеровать должны были только диски. Резинку должны были отлить по хитрой технологии. Но что то пошло не так-время выдвигаться к показу, а резинок нетути. Паника, суета и прочая истерика. Тут появляется ваш покорный слуга и жестом "спакухащавсебудет" изчезает у арендаторов. А через минуту возвращается от них от радиоуправляемой багги 8го масштаба)))) правда вставка в шинку веса макета не восприняла и кукожилась, да и дизайн дисков какой угодно, кроме военного, но...машинку стало на что поставить))))) с зила она уехала именно на этих колесках, а я еще разводил толи владимира григорьевича, толи славу на предмет за колески заплатить-арендаторы то мне их под чесное пионерское презентовали, и с обязательством либо выкупить, либо возвернуть.
такая вот история несуразных макетных колес))))

15.02.15г. 00:48 h.z.  

забавная история))) А где фрезеровали макет, там же - на ЗИЛе?

15.02.15г. 00:50 Lost_samuray  

На второй проходной был модеьный цех. На тамошнем станке и зробили))))

15.02.15г. 00:52 h.z.  

Классно, на ЗИЛе даже такое оборудование было. А еще недавно узнал, что в штамповочном цехе там стояли прессы для изготовления мелкосерийной штамповки - это же тоже очень круто. Вот на чем Кортеж можно было запиливать.
Просрали все полимеры (c)

15.02.15г. 01:33 Lost_samuray  

Справедливости ради обилие лужения на зиловских лимузинах это следствие выправления сначала дефектов выколотки, а затем дефектов штамповки.

15.02.15г. 03:54 legick  

Блин, Клоп конечно шушпанц еще тот ....

Ведь это же вроде не гламурный пивной холодильник для арт-хаус перфоманса, это же по идее бронеавтомобиль....

Так почему же боковые стекла расположены перпендикулярно к земле, в то время как передняя "витрина" лежит под диким углом (если там будет бронестекло, то под таким углом вообще нефига не будет видно) ?
И нафига нужен этот карман с обратным углом наклона брони ( ниже под боковыми стеклами ) , который визуально так и притягивает взгляд и который к тому же еще является стыком верхних и нижних дверей ? ....
А особенно сзади вообще жесть - утопленное окно .....

Блин вот реально сделано так, чтобы стрелку было удобней поражать цель - визуально четко выделены самые уязвимые места.

Вот,к примеру, T-34 стал родоначальником лаконичности и практичности обтекаемых форм, за счет наклонных поверхностей. Даже немцы были восхищены гармоничностью и практичностью форм этого танка и благодаря ему в итоге отказались от своего стиля "квадратишь".

Так вот Клоп - это полный антипод T-34 .

У броневика должны быть выпуклые, обтекаемые формы - взгляд должен соскальзывать или выталкиваться с поверхностей и не должен на чём-то цепляться. Таким образом грамотный дизайн дает дополнительные хит-пойнты к защите ...

Да и просто чисто с точки зрения эргономики : с одной стороны большие "витрины" с очень хорошим обзором по бокам "а-ля экскурсионный автобус" , с другой стороны большая "витрина" спереди сквозь которую хорошо видно только небо ....

Мда ... Александр Николаевич Митрофанов так ничему и не научил ...

15.02.15г. 11:52 Пунтус Виктор Анатольевич  

на макете низ боковины кузова немного другой. А заднее стекло да- пулеулавливатель.

15.02.15г. 12:18 Lost_samuray  

Макет создан в расчете на безногих с ростом сидя не свыше полуметра)))) очень забавный макет.
кстати, эргономические проблемы преследуют авто и далее-броневик для гномиков, так мы его называем заглаза от автора. Тесный шо пипец и вещи положить при этом некуда. Про стыки, поверхности и т.п., противопульное бронирование подразумевает прилет пульки по нормали. И нормальное попадание материалы держат. По 6а. Все что крупнее....энергия 7.62х54 3.5 килоджоуля. 12.7х108 30. 14.5х114 35. Последним двум до наклона дела нет совершенно. Неаккуратные рваные дырищщи они делают в любом материале по 6а. И защита от них задача совсем другого транспорта. С другими массами.

15.02.15г. 12:19 legick  

Угу ... а на рисунках задние окна еще и красным цветом выделены по периметру ...

15.02.15г. 12:51 Lost_samuray  

Ну вообще говоря не по периметру-светотехника это должна была быть. Хотя само по себе расположение задних фар феерично. Направленность света от них внутрь салона, через стекло-феерично вдвойне.

15.02.15г. 14:48 Capricorn Hare (DELITED)  
Оценка: 4

Транспортные дизайнеры КМК делятся на 2 категории: одни рисуют "тварей", другие - "мебель". Слава из вторых.

15.02.15г. 19:36 Lost_samuray  

Вот очень меткое замечание))) особенно в части " рисуют"

16.02.15г. 14:24 Capricorn Hare (DELITED)  

Ладно - пусть будет: у одних ПОЛУЧАЮТСЯ твари, у других мебель.

Возможно, это как раз связано с тем, что дизайнер "выплёскивает" в крупный замысел вроде экстерьера ТС то, что накопил во время рутины: один проектировал чайники, другой - интерьеры, третий - игрушки. Отрицаете?

15.02.15г. 17:22 legick  

А кто знает, что это за "радиатор отопления" прицеплен спереди у Клопа, в чём его смысл ?

15.02.15г. 19:37 Lost_samuray  

Смысл-психологическое воздействие на неокрепшую детскую психику))))) кроме шуток))))

15.02.15г. 19:46 legick  

Чтобы упали на землю и катались надрывая животы от смеха .... типа "гуманное оружие" ? :)))

Представляю сколько "восхищенных междометий" соберёт Клоп , если кто-нить из братков купит его ради прикола и подкатит на нём "на стрелку" ...

15.02.15г. 20:05 Lost_samuray  

Вот для стрелок-самое оно машина))) от бесполезности стрелять в нее из чего то меньшего, чем рпг и до возможности покататься по крышам крузаков да геликов без последствий для себя. И с этой точки зрения мнение братков о дизайне как бы не существенно. Другое дело, что противники этой тачки немного не братки. Вернее не только лишь наши братки.

15.02.15г. 19:12 Востриков Андрей  

Огромное спасибо за интервью, интересное.

> Выпускник МАМИ отличается от любого другого выпускника именно технической грамотностью и эту фишку ни в коем случае нельзя терять, мы все-таки в техническом вузе находимся.

Однозначно, именно по этому люди из МАМИ востребованы, например, на рынке продакт-дизайна — ребят можно сразу пускать в «бой». ческие Если технические знания буду выхолощены... будет крайне печально.

16.02.15г. 04:34 backintheussr  

Прочитал. И интервью, и комменты. Вспомнил старый анекдот, услышанный когда-то с кассеты Олега Даля.
К директору цирка приходит артист со скрипкой в руках и говорит:"У меня есть номер". Директор:"Какой номер? Покажите".
Артист весело и энергично начинает бегать по арене, забираться по канатам под купол, прыгать с каната на канат и при этом непрерывно наяривать на скрипке симфонию Бетховена. Когда он закончил, директор, скривив улыбку:"Ничего, ничего...Но это не Ойстрах!".
О чем я? О том, что автору Клопа никакие канаты не мешали стать Ойстрахом в своем деле, а вот автор восьмерки им стал вопреки всем канатам.

17.02.15г. 17:42 cyclofillydea (DELITED)  

Восьмёрка, нравится или нет - сбалансированный по дизайну, пропорциональный, просторный и рабочий автомобиль. Клоп - идея, оторванная от сути броневика. Отличный экземпляр для фильмУ, типо "Обитаемого острова".
Это из разрядка: как не делай создавай красивую военную форму для балета, а воевать в ней НЕВОЗМОЖНО! Так вот Клоп - это броневик для балета.

Интересно, что будет видно в клоповское лобовое стекло в тёмное время суток, которое будет бликовать свет фонарей, представляя собой сплошную слепую зону?

17.02.15г. 19:15 Lost_samuray  

Кстати видно. Пусть плохо, но видно.

16.02.15г. 13:52 altsolution  

Фото чувака в начале статьи зачётное

16.02.15г. 17:12 Selivanov Dmitriy  

"А Hyundai Getz я считаю гораздо выше дизайнерски, чем Panamera." согласен полностью, очень верные мысли

20.02.15г. 09:31 al_dzhaz  

Святослав растревожил, разбудил всех - глыба! Спасибо!!!

Написать комментарий




Последние новости


Последние обновления портфолио

16.06.2019 C_Atom

Копейка

Комментариев: 1
Рейтинг: 0
14.06.2019 C_Atom

Лаура Спорт.

Комментариев: 5
Рейтинг: 5
13.06.2019 fazinvector

HKV Smart

Комментариев: 1
Рейтинг: 0
08.06.2019 VASEFIL

мото 5

04.06.2019 Шораев Арафат Батыржанович

New AUDI rs6

Фотогалереи

Реклама на сайте


Стильный и динамичный хонда аккорд в Москве - ФК Моторс.
Качественные и надёжные автомобили шкода от официального дилера в Москве.
Skoda skoda octavia в Вентус
Официальный дилер предлагает Вам купить ленд ровер фрилендер 2 в Москве.