CarDesign.ru

Вход для пользователей (For registered users)

Последние комментарии пользователей

  • ВадимКопейка
    все было правильно изначально, не слушай
  • C_AtomКопейка
    Блин, точно! Ну ладно, не буду править описание:D Пускай так будет)
  • Toshchev AlexanderКопейка
    Это ж двойка) Но работа классная
  • gorbeКопейка
    Fantastic work,as always.
  • C_AtomКопейка
    Хм, не очень понял. Можешь грубо поверх нарисовать красными линиями, что имел ввиду?

Реклама на сайте



Библиотека



История

AddThis Social Bookmark Button

История: Развитие формы кузова легкового автомобиля, часть I

10.11.2010

Cardesign.ru продолжает знакомить вас с историей автомобилестроения. Новая серия исторических статей посвящена развитию формы кузова легкового автомобиля. В этих публикациях мы рассмотрим основные этапы становления автомобилестроения. Речь пойдет не только о стиле машин разных периодов, но и об их социальных, культурных, инженерных и технологических особенностях, непосредственно повлиявших на дизайн кузова.

К великому счастью в истории запечатлены первые шаги автомобилестроения. Многие с детства слышали и знают имена людей, навсегда изменивших мир. Первый из них – Карл Бенц (Karl Benz), а второй – Готтлиб Даймлер (Gottlieb Daimler). Работали они в Германии в одно и то же время в соседних городах. Оба спроектировали, построили, испытали и запатентовали работоспособные машины с двигателем внутреннего сгорания. С той лишь разницей, что Бенц действительно был конструктором своей трехколесной коляски с мотором, а Даймлер – «управленцем», под руководством которого талантливый инженер Август Вильгельм Майбах (August Wilhelm Maybach) вначале создал «мотоцикл Даймлера», а позже и первую четырехколесную машину. Именно они официально признанны «отцами» автомобиля.

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить: 1280x1558    1280x1558

Известны и даты появления первых транспортных средств. О них свидетельствуют патент № 37 435, выданный 29 января 1886 года Карлу Бенцу, и патент № 34 926 на «одноколейный» экипаж, выданный Готтлибу Даймлеру 3 апреля 1885 года, а в 1886 году – на четырехколесный. Стоит отметить, что автомобиль Бенца поехал немного раньше, в том же 1886 году, против 1888 года у Даймлера.

Увеличить: 1280x2362    1520x2805

Трехколесная коляска с мотором Бенца

Какими же были первые автомобили? На их облик сильное влияние оказали конструкции велосипеда и конного экипажа. Достаточно легкие, надежные и хорошо отработанные, они к тому же ассоциировались у людей с передовыми техническими достижениями тех лет. От экипажей автомобили унаследовали и большинство названий типов кузова.

Увеличить:  1200x852

Увеличить: 1280x853    1600x1067

Увеличить: 1280x903    1577x1113

Мотоцикл и четырехколесный автомобиль Даймлера

Как ни странно, машины Бенца и Даймлера не нашли популярности на родине. Жителей окрестных домов и деревень пугали громкие хлопки работающего двигателя, и вообще к новому чуду техники они относились с опаской. Пришлось изобретателям продать свои патенты во Францию, где публика проявила гораздо больше интереса к новому «аттракциону». Тут стоит отметить, что о транспортных функциях автомобиля в те годы никто особо не задумывался, относясь к нему исключительно как к развлечению.

Именно во Франции автомобиль начинает приобретать статус индивидуального средства передвижения, поэтому неудивительно, что французским же каретным мастерам принадлежат многие открытия и инновации в кузовостроении. Например, первый автомобиль с закрытым кузовом, которым стал Renault Type B Coupe, или технология изготовления кузовных панелей из алюминиевых сплавов, которыми облицовывался деревянный каркас.

Увеличить:  1024x768

Увеличить: 1280x913    1600x1142

Но вернемся к описанию внешнего вида автомобилей конца XIX века. Высокий и неустойчивый кузов «вуатюретки» (по-французски «повозка») представлял собой изящную стальную трубчатую раму и установленную на нее небольшую деревянную платформу с парой диванчиков, расположенных друг напротив друга. Маломощный двигатель зачастую размещался сзади или под сиденьями. Колеса передней и задней оси, из-за несовершенства конструкции механизма поворота, были разного диаметра, абсолютно отсутствовали средства защиты пассажиров от грязи, пыли и непогоды.

Увеличить: 1280x988    1280x988

Увеличить: 1280x1034    1280x1034

Позднее, когда автомобили стали использоваться не только как прогулочный транспорт, но и для поездок на достаточно большие расстояния, появились гнутые по радиусу крылья из тонкой древесины, складные тенты и фонари освещения. Попутно выяснилось, что распространенный тип посадки «визави» непригоден для дальних поездок, и передние сиденья стали делать вращающимися на 180 градусов. С ростом скорости машин увеличивались размеры, масса и мощность двигателя. Становилось все труднее размещать его под сиденьями, к тому же он требовал хорошего охлаждения.

И тут настоящую революцию совершила французская фирма «Панар-Левассор» (Panhard et Levassor). В 1893 году ее главный конструктор Эмиль Левассор (Emile Levassor) предложил новый тип компоновки автомобиля, которому суждено было стать «классическим»: двигатель и радиатор охлаждения расположились спереди, крутящий момент передавался через механизмы сцепления и коробки передач на промежуточный поперечный вал, а от него цепями на задние колеса. Забегая немного вперед, скажем, что эту конструкцию в 1898 году доработал молодой французский инженер Луи Рено, заменивший цепной привод карданным валом, тем самым максимально приблизив компоновку тех лет к тому, что мы имеем сегодня.

Эмиль Левассор (Emile Levassor)

Увеличить: 1280x960    2048x1536

Новой конструкции предстояла серьезная проверка. В июле 1894 года автомобиль Левассора, оснащенный двигателем Даймлера, вышел на старт 127-километровой гонки Париж – Руан. Эмиль Левассор, лично управлявший машиной, пришел к финишу, разделив первое место с автомобилем широко известной ныне марки Peugeot, также оборудованным двигателем Даймлера. Гонки в это время становятся не только зрелищным экстремальным развлечением, но и источником полезных сведений для инженеров, которые неустанно продолжали совершенствовать конструкцию автомобиля.

В следующих же соревнованиях, по маршруту Париж – Бордо – Париж, состоявшихся в 1895 году, Левассор одержал заслуженную победу, пройдя 1200-километровую дистанцию со средней скоростью 24,5 км/ч. Когда он остановил машину и ступил на землю, то сказал: «Это было настоящее безумие! Я делал до тридцати километров в час!». На месте финиша, в Булонском лесу, в честь Левассора установлен памятник, на медальоне которого высечено изображение автомобиля, сам гонщик, приветствуемый толпой, и его слова, вошедшие в историю.


К сожалению гонка Париж – Марсель – Париж 1896 года стала роковой для Эмиля. Попав в аварию, он получил тяжелые травмы и выбыл из борьбы, а через несколько недель внезапно скончался.

В этих гонках принимали участие и автомобили с паровыми двигателями, а также с пневматическими шинами. Результатом их участия стало понимание того, что бензиновые моторы значительно превосходят паровые, а вот пневматические шины, дажн несмотря на тогдашнее несовершенство конструкции, заметно снижали массу автомобиля, повышали уровень комфорта, скорость и долговечность машин. Кроме того, они обеспечивали надежное сцепление колес с дорогой.

Автомобили с классической компоновкой получились довольно тяжелыми, управление заметно усложнилось и владельцам пришлось уступить место за рулем профессиональным шоферам, а самим вновь занять задний диван. Но короткая колесная база делала посадку и высадку пассажиров заднего ряда весьма неудобной, поэтому пришлось обратиться к кузову типа «тонно» (по-французски «бочка»), в который пассажиры попадали либо через дверь в заднем борту, либо поворачивая соседнее с водителем сиденье, чтобы освободить проход в заднее отделение кузова. Забегая вперед скажем, что «тонно» стал одной из последних попыток приспособить конструкцию старого конного экипажа к новому типу транспортного средства. Он вышел из употребления в конце первого десятилетия ХХ века, когда автомобили стали длиннее и получили колеса одинакового диаметра, что позволило избавиться от многих недостатков ранних компоновочных схем.

Увеличить: 1280x698    2888x1576

В начале ХХ века практически все кузовные ателье «выходили» из мастерских по изготовлению конных экипажей. До 1903 года автомобильные кузова, как и кареты, были целиком деревянными, металл не использовался вообще. При этом доля потребителей, заказывающих закрытые кузова, к этому времени значительно увеличилась. В них нуждались доктора и деловые люди, вынужденные отправляться в путь в любую погоду. Поэтому вполне логично, что, имея огромный опыт экипажного производства, мастера стали переносить традиционные технологии и способы компоновки каретного закрытого кузова на автомобильные шасси, попутно копируя и общую стилевую архитектуру. Ярким примером этого может служить тип кузова «Брогам» («Brougham»), который был изобретен еще в первой половине XIX века английским лордом Брогамом, получивший широкое распространение в США.

Были сильны и экипажные традиции: пассажиры не садились рядом с шофером, в темное время суток кузов подсвечивался каретными фонарями, а передняя стойка крыши продолжалась вниз и зрительно отделяла объем двигателя от пассажирского салона. Это были классические правила экипажной архитектуры, нарушать которые никто не хотел.

Однако начинали появляться и оригинальные, сугубо автомобильные приемы компоновки. Так, примерно в 1905 году, некоторые производители стали устанавливать двигатели не на канонические экипажи, а на своеобразные тележки, состоявшие из двух продольных лонжеронов, соединенных между собой несколькими поперечинами. К получившейся раме крепились двигатель, трансмиссия и подвеска. Иными словами, у автомобиля стали различимы две основные части: механическая – «шасси», и кузов, который устанавливался как отдельный, независимый агрегат и обычно изготавливался сторонним производителем. Причем боковых дверей еще не было и передние сиденья оставались открытыми с боков.

Увеличить:  1139x849

Увеличить: 1280x931    1742x1268

На базе единого шасси создавать самые разнообразные модификации пассажирских и даже грузовых машин. Ремесленное производство в это время довольно мирно уживалось со вкусами хорошо обеспеченных автомобилистов, по старинке продолжавших воспринимать поездку на машине как неспешную конную прогулку, и огромная высота кузова, отчасти вызванная модой на цилиндры, долгое время никого не смущала. Но постоянно растущие скорости постепенно заставляли автомобили становиться длиннее и ниже. А в 1906 году в мировом автомобильном кузовостроении произошла очередная революция – в Англии была применена технология сварки стальных кузовных панелей.

Увеличить: 1280x767    1532x919

Увеличить: 1280x803    1455x913

Увеличить:  909x1147

В то время, как в Европе складывался новый тип компоновки автомобиля и разрабатывались новые технологии кузовостроения, в США с начала ХХ века главным направлением в технике было создание массового, дешевого, индивидуального транспортного средства. Первым успехом в этой области можно считать появившийся в 1901 году Oldsmobile Curved Dash, спрос на который превзошел все ожидания. Легкий открытый кузов Олдсмобиля был закреплен на паре длинных продольных рессор, соединявших передние и задние колеса. Дизайн машинки подчинялся модному в то время стилю «ар нуво» («модерн») который привлекал потенциальных покупателей. За первые два года было выпущено 3000 машин и выпуск продолжал нарастать.

Увеличить: 1280x937    2048x1500

Увеличить: 1280x939    2048x1503

Увеличить: 1280x890    2048x1425

Увеличить: 1280x911    2048x1458

Увеличить: 1280x937    2048x1500

Однако настоящей легендой массовой автомобилизации в США суждено было стать другой машине. Слава пришла к Генри Форду (Henry Ford) благодаря невзрачному на первый взгляд автомобильчику Ford «T». В 1899 году молодой конструктор основал Детройтскую автомобильную компанию. Целью было создание массовой машины и внедрение конвейерного производства. Эти задачи и предопределили конструктивные особенности Ford «Т», который должен был стать максимально простым. Тем не менее, на освоение поточной сборки ушло 6 лет. Конвейер вдвое сократил время изготовления и себестоимость машины. Вместе с тем пришлось решать и ряд технологических проблем. Например, окрашенный органическими красителями кузов не успевал сохнуть, поэтому вместо традиционной краски применили так называемый «японский лак», а он был лишь черного цвета. Форд в шутку говорил: «Наш автомобиль может быть любого цвета, при условии, что этот цвет – черный».

Увеличить: 1280x1011    1518x1200

Увеличить: 1280x911    2048x1458

Увеличить:  1000x891

Увеличить: 1280x1078    1300x1095

Отпускная цена на машину была установлена в пределах 1000 долларов США. За дешевизну владельцам приходилось расплачиваться различными неудобствами – для заправки пассажир должен был освобождать сиденье, фары светили слабо и постоянно мигали при малых оборотах, в холодную погоду застывшее масло блокировало коробку передач, а на крутых подъемах бак оказывался ниже двигателя и топливо, подававшееся самотеком, переставало поступать в карбюратор. По этому поводу существует легенда, в которой рассказывается о некоем фермере, заявившем продавцу, что купит автомобиль, если он преодолеет подъем к его дому. Находчивый продавец ни капельки не смутился и при демонстрации лихо заехал на середине подъема в переулок, круто повернул колеса и оставшийся путь двигался на задней передаче, сказав покупателю: «Этот холм - сущие пустяки для вашей будущей машины, она его берет даже задним ходом!».

Увеличить: 1280x829    1600x1037

Увеличить: 1280x1026    1400x1123

Увеличить: 1280x907    1600x1134

Увеличить: 1280x960    1600x1200


Несмотря на конструктивные недостатки, «жестянка Лиззи» снискала славу очень выносливого и надежного транспорта. Выпускался Ford «T» в течение 19 лет, на протяжении которых являлся самым массовым автомобилем в мире, разойдясь тиражом 15 007 003 экземпляров.

Увеличить: 1280x909    2048x1455

Увеличить: 1280x960    1600x1200

Увеличить: 1280x922    2048x1476

Увеличить: 1280x913    2048x1461

Увеличить: 1280x913    2048x1461

Увеличить: 1280x911    2048x1458

Увеличить: 1280x935    2048x1497

Увеличить: 1280x1465    1397x1600


Продолжение следует…

текст: Виктор Храповицкий, фото: фирм-производителей
Тeги статьи: История, Ford, Model T (1908), USA, France, Germany, Серийные, Автомобили, Oldsmobile, Curved Dash (1901), Karl Benz, Gottlieb Daimler, August Wilhelm Maybach, Panhard et Levassor, Emile Levassor

Также по теме:

Фотогалереи:

Panhard et Levassor
   
10.11.10г. 15:38 Demydiuk Vadym  
Оценка: 5

фантастика, вот это так фотки!!! супер!!!

комментарий удален
10.11.10г. 16:27 rengised  

Вообще-то у историков принято считать датой создания первого автомобиля 1765 год, когда француз Николя Жозеф Куньо провёл испытания колёсного тягача с паровым двигателем. А Бенц и Даймлер - отцы современных автомобилей с ДВС. И столетний юбилей отмечали именно "ДВС-автомобиля".
Нажмите, чтобы увеличить.

10.11.10г. 16:15 Иван Ming  
Оценка: 5

Интересная статья!

10.11.10г. 17:54 fabi  
Оценка: 5

Отличная статья, ждём продолжения.

10.11.10г. 18:50 2210  
Оценка: 5

норм

10.11.10г. 18:59 Фатыр Чурек  

Тачки - отстой!

11.11.10г. 12:34 02.02  

надо было еще -5 в оценке поставить )

10.11.10г. 19:23 g111  
Оценка: 5

Диван классный... на предпредпоследней фотографии... не то что сейчас - скамейки...

10.11.10г. 20:59 Italianwind  
Оценка: 5

Замечательнейшая статья! Очень досадно было внезапно наткнуться на фразу «Продолжение следует».

10.11.10г. 23:23 brt18  

титанический труд, спасибо!

12.11.10г. 02:26 Suvorov Alexander  
Оценка: 5

сохранил!убойная статья)))))

13.11.10г. 19:00 nikster  

Не нравятся мне эти ребята-Бенц, Даймлер. Развивали бы электромобиль-сейчас бы все катались на электромобилях. А так... ((

Написать комментарий



Последние обновления раздела

Mazda Yajirushi. Ощущение свободы в беспилотном транспорте. Проект Никиты Павлова 04.06.2019: Дипломные и курсовые проекты: Mazda Yajirushi. Ощущение свободы в беспилотном транспорте. Проект Никиты Павлова Комментариев: 8
Land Rover Resource Intelligence. Проект Yuxuan Yang 28.05.2019: Проекты: Land Rover Resource Intelligence. Проект Yuxuan Yang Комментариев: 1
Design Story: Puritalia Berlinetta 15.05.2019: Design story: Design Story: Puritalia Berlinetta Комментариев: 2
Volkswagen CEROS. Проект Thomas Wiesner и Matthäus Ludwig 09.04.2019: Проекты: Volkswagen CEROS. Проект Thomas Wiesner и Matthäus Ludwig Комментариев: 9
Рейтинг: 8

Последние обновления портфолио

16.06.2019 C_Atom

Копейка

Комментариев: 6
Рейтинг: 10
14.06.2019 C_Atom

Лаура Спорт.

Комментариев: 5
Рейтинг: 5
13.06.2019 fazinvector

HKV Smart

Комментариев: 1
Рейтинг: 0
08.06.2019 VASEFIL

мото 5

Фотогалереи

Последние обновления портфолио

16.06.2019 C_Atom

Копейка

Комментариев: 6
Рейтинг: 10
13.06.2019 fazinvector

HKV Smart

Комментариев: 1
Рейтинг: 0
08.06.2019 VASEFIL

мото 5

04.06.2019 Шораев Арафат Батыржанович

New AUDI rs6

04.06.2019 Korytov Alexander Igorevich

Автокорабль Retro Evolution 2080

Комментариев: 4
Рейтинг: 4

Реклама на сайте